Последствия последствий

Оперантное научение — это все о последствиях. Большинство тренеров и специалистов по поведению хорошо разбирается в использовании приятных и аверсивных стимулов как последствий, применяемых в обучении.

Jack Russell Terrier lying beside it's accident while being scolded

Последствия можно представить в виде матрицы 2 х 2, в которой первый фактор — тип стимула (желательный/приятный или аверсивный/неприятный), а второй — влияние на поведение (увеличение или уменьшение частоты реакции) (1).

2016-09-14_12-28-24

В процессе обучения поведение собаки меняется из-за одного из четырех последствий:

  • Положительное подкрепление (+ R): Добавление желательного стимула (пищи, еды, ласки, игры), приводящее к усилению поведения. Пример: собака чаще садится, чтобы получить лакомство и ласку.
  • Отрицательное подкрепление (-R): Удаление аверсивного стимула (давления на недоуздок, рывков, резкого голоса), которое приводит к усилению поведения, позволяющего избежать неприятных ощущений. Пример: собака чаще садится, чтобы избежать давления на морду или рывков за шею (или отвратительного звука «э-э-э» от тренера).
  • Положительное наказание (+P): Добавление аверсивного стимула, который ослабляет поведение. Пример: собака будет реже вставать/ложиться/уходить из положения «сидеть», чтобы избежать давления от халти или рывка поводка (или неприятного звука).
  • Отрицательный наказание (-P): Удаление желаемого стимула, чтобы ослабить поведение. Пример: собака будет реже вставать/ложиться/уходить из позиции «сидеть», чтобы не потерять доступ к лакомствам и похвале за спокойную выдержку.

Гипотеза. В целом, среди инструкторов и специалистов существует консенсус (хотя и не универсальный), что методы обучения, которые опираются на положительное подкрепление, более эффективны и гуманны, чем те, в которых делается акцент на использовании аверсивных стимулов. На сегодняшний день научной литературе существуют доказательства, поддерживающие + R методы как более эффективные, чем -R. Недавно появилось исследование, в котором было изучено влияние двух различных подходов в обучении на уровень стресса у собак и их взаимоотношения с владельцами (2).

Исследование. Stephanie Deldalle и Florence Gaunet из Университета Париж-Север и Лаборатории когнитивной психологии проводили исследование в двух дрессировочных школах, наблюдая за учениками в серии занятий по дрессировке. В одной из школ использовалось +R в виде лакомств, похвалы и поглаживаний, чтобы закрепить желательное поведение у собак. Вторая школа применяла в основном -R методы в виде давления, рывков и физических манипуляций (давление на круп для усадки). Ни преподавателям в школах, ни их ученикам не сообщали о цели исследования или о том, что их школа была выбрана из-за методов, которые в ней применяются.

Методы. В ходе исследования были изучены две группы пар владелец-собака: 24 пары, обучающихся в школе + R (далее + RS) и группа из 26 пар владелец-собака школы -R (далее -RS). Собаки принадлежали к разнообразным породам, а их возраст варьировался от 8 месяцев до 7 лет. Один исследователь присутствовал на двух занятиях по одному часу в каждой школе и собирал данные в течение 50 минут во время каждого визита. Полученные данные включали поведение хозяев и положение тела собак при передвижении на провисшем поводке, а также  реакцию собак на команду «сидеть». В рамках каждого занятия регистрировалась частота + R и -R стимулов, используемых хозяевами собак. В конце занятия владельцев просили заполнить опросник.

Результаты. Между владельцами из + RS и -RS групп не было демографических различий, а также не было расхождений в характеристиках собак. Результаты обучения были классифицированы по видам деятельности:

  • Реакция на команду сидеть. Собаки, обученные с использованием -R показали значительно больше моделей поведения, связаных со стрессом, чем группа +RS: облизывание (38% против 8%), зевки (12% против 0% ) и низкое положение тела (46% против 8% ). В общей сложности 65 % собак в группе -RS минимум один раз продемонстрировали поведение, связанное со стрессом, по сравнению с лишь 8 % собак в группе + RS. С другой стороны, значительно большее число собак в группе +RS предлагали спонтанный контакт глазами своим хозяевам при выполнении команды «сидеть», по сравнению с собаками из -RS группы (88% против 33%); поведение, которое интерпретируется как приглашение к визуальному взаимодействию и хорошее отношение.
  • Движение на провисшем поводке. Несмотря на то, что результат не является статистически значимым, больше собак из группы -RS демонстрировали пониженное положение тела при ходьбе по сравнению с собаками из группы +RS (15% против 4%). Тем не менее, такая поза тела была сравнительно редким явлением в обеих школах. Как и при выполнении команды сидеть, значительно большее количество собак в группе + RS демонстрировало спонтанный взгляд на владельца во время хождения рядом (63% ) по сравнению с собаками из группы –RS (4%).

 Выводы. Важно отметить, что это исследование было предварительным и в ходе него сравнивались ученики, которые проходили подготовку в двух школах. Эта методология позволяет сравнивать поведение собак, обученных с помощью двух методов (а это именно то, что делали исследователи), но она не может быть использована, чтобы делать общие выводы о школах дрессировки, которые используют различные методы, потому что была изучена только одна школа каждого типа. Хотя это может показаться мелочью, но это предупреждает нас о необходимости быть осторожными при интерпретации результатов исследования. Результаты этой работы свидетельствуют о том, что:

  • Акцент на отрицательное подкрепление в бытовой дрессировке собак (сидеть, ходить на поводке) может вызвать стресс, который проявляется как пониженное положение тела, облизывание, зевки и избегание зрительного контакта с хозяином.
  • С другой стороны, положительное подкрепление может повысить уверенность собаки и улучшить отношения с владельцем, о чем свидетельствует добровольный контакт глазами (и отсутствие поведения, связанного со стрессом).
  • Возможно, самое главное (и уникальным для этого формата исследования): все собаки в этом исследовании были в обучении, по крайней мере, несколько месяцев и были зачислены в продвинутый класс. Те собаки, которые были обучены с помощью –R, чаще реагировать на словесную команду «сидеть» признаками стресса. Исследователи предположили, что сама по себе дрессировка и используемые команды/сигналы стали условным аверсивным стимулом для этих собак. Другими словами, у последствий, которые были использованы в процессе обучения, были свои последствия.

Источники:

  1. Canine and Feline Behavior and Training: A Complete Guide to Understanding Our Two Best Friends, LP Case, page 89, Cengage, 2010.
  2. Deldalle S, Gaunet F. Effects of two training methods on stress-related behaviors of the dog (Canis familiaris) and on the dog-owner relationship. Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research2014; In press. Abstract

Автор: Линда П.Кейс. https://thesciencedog.wordpress.com/2014/02/05/the-consequences-of-consequences/
Перевод: Плохие собаки ©

 

%d такие блоггеры, как: