Размышления о наказании

Наказание используется в обучении для того, чтобы изменить поведение. Наказание — это то последствие, которого собака хотела бы избежать.

Возьмем для примера неровную посадку. Если ваша собака садится криво из движения рядом, вам бы хотелось, чтобы в следующий раз этого не случилось. Как в этом случае можно использовать наказание?

10612674_857304394322922_9137096865733027918_nВы можете лишить (-) собаку того, что она хочет — лакомства, игрушки или похвалы — когда она снова сядет криво. В этом случае вы используете отрицательное (негативное) наказание «-Н».

Или вы можете добавить (+) какой-то вид физического дискомфорта для этой же цели (коррекцию ошейником или другую физическую манипуляцию). Вашей собаке не захочется, чтобы вы снова поступали так, поэтому ровные посадки будут более вероятны в будущем (+Н).

Или вы можете использовать словесные угрозы (психологическое давление), чтобы собаке стало некомфортно, и в следующий раз она будет пытаться этого избежать, садясь ровно (тоже +Н).

Если вам от этого станет легче, вы можете даже выровнять собаку (возможно, с помощью жеста рукой, команды, или потянув собаку за ошейник, чтобы она «исправилась»), но это не будет обучением – собака уже совершила неправильное действие (неровно села из движения рядом), так что такое исправление будет бессмысленно. Пожалуйста, поправляйте собаку сколько угодно, если вам так хочется, но признайте, что в лучшем случае вы научите собаку выравниваться после того, как она села криво (что бесполезно в ринге), а в худшем — вы учите вашу собаку вообще не хотеть садиться возле вас.

Я не фанат наказания, ни положительного (+) ни отрицательного (-), поэтому я стараюсь избегать его. Вместо наказания я предпочитаю изолировать проблемные моменты, когда они возникают, и работать над ними отдельно от всего остального. Часто я не говорю ничего особенного собакам для того, чтобы они поняли, что совершили ошибку. Если я и наказываю, то обычно я прерываю действие собаки, используя радостный голос, и не отдаю собаке награду (-Н). Могу ли я продолжать после ошибки — зависит от собаки. Я учитываю темперамент, жесткость, опыт собаки и причину её ошибки. Невнимательность или недостаточное усилие я оцениваю не так, как испуг или проверку, которую я устроила намеренно, и каждая причина ошибки рассматривается в контексте темперамента собаки.

Я не слишком подробно рассматриваю теорию о принципах научения — у меня от нее болит голова. Я просто спрашиваю себя, нравится ли моей собаке то, что я делаю, или не нравится. Я стараюсь делать то, что ей нравится, чтобы она хотела работать со мной. Я стараюсь избегать вещей, которые не нравятся собаке, чтобы она не нервничала и не считала процесс обучения чем-то неприятным.

Что случится, если вы накажете собаку за ошибку, а затем попытаетесь снова повторить нужное вам поведение, без дополнительного обучения?

Все зависит от того, насколько хорошо собака понимает упражнение. Если она поняла наказание и способна на правильное выполнение, то можно надеяться на то, что собака изменит поведение. Возможно, вы захотите как-то отметить правильную попытку, чтобы улучшить понимание собаки: используя похвалу, награду или продолжив поведенческую цепочку.

А что, если собака снова сделает ошибку?

Две ошибки подряд говорят о проблеме обучения: ваша собака не знает, как выиграть. А так как за ошибки в обучении отвечаете вы, то…

Перестаньте проверять и начните обучать.

Если вы будете настаивать на выполнении, позволяя собаке ошибаться и наказывая её за это, то произойдет одна из этих трёх вещей.

1. Ничего. Если ваша собака в целом стабильна и ее не особо волнует, что вы делаете, она просто будет терпеть. Может быть, она что-то поймёт, а может и нет (собаки часто учатся вопреки, а не благодаря нам). В этом случае собака компенсирует ваши действия — это супер! Заводя стабильных, легко мотивируемых собак с ясной головой, вы выберете себе успешную стратегию, но от вас ускользнет тот факт, что собакам приходится потрудиться намного больше, чем положено по справедливости, чтобы понять вас.

2. Ваша собака начнет нервничать. Что она будет делать — зависит от темперамента. Собаки с низким драйвом и энергией, как правило, сдаются: они не знают, как выиграть, поэтому выходят из игры. Собака может выглядеть озадаченной, начать нюхать или просто будет работать так медленно, что вы не сможете это выносить. Энергичные собаки с высоким драйвом ведут себя возбужденно, испытывая фрустрацию от того, что не выигрывают: они скулят, лают, суетятся, прыгают или носятся. Иногда такое поведение неправильно трактуется, поэтому я уточню: такая гиперактивность вовсе не значит, что ваша счастливая собака рада стараться после того, как вы её наказали (это нелогично), так выглядит собака, взволнованная из-за применения +Н или -Н. Как и собаки из первой группы, эти собаки могут понять, а могут и не понять, чего вы от них хотите, но если вы приучите свою собаку так возбуждаться или тормозиться в работе из-за неуверенности, вам будет чертовски сложно избавиться от такой реакции собаки каждый раз, когда ваша собака сообразит, что ей предстоит трудная или напряженная работа. Если вы создадите неприятную эмоциональную реакцию на работу (даже если собака выглядит «радостной»), вам придётся заплатить за это высокую цену на соревнованиях, потому что мозг вашей собаки будет «зависать», и решить эту проблему будет очень сложно. Я знаю, о чем говорю, потому что это случалось со мной.

3. Ваша собака станет осторожной и методичной. В этом случае вы можете получать очень хорошие баллы на соревнованиях, но затем вам захочется узнать, почему у вашей собаки так мало энтузиазма в работе. Дело в том, что энтузиазма не может быть: лучше не делать ничего лишнего, чтобы не ошибиться и не быть наказанной. Поэтому собака покажет вам в точности то, чему вы ее научили, и ни каплей больше.

Вот вам план получше.

Когда ваша собака ошибается, отделите проблемный момент от всего остального тренинга и всех цепочек, над которыми вы работаете. Нужно ли сообщать собаке, что она совершила ошибку и как это делать — зависит от вас и вашей собаки.

Я даже не всегда стараюсь работать над ошибкой, если не хочу заниматься этим в данный момент, я просто напоминаю себе поработать над проблемой в следующий раз.

Найдите способ сообщить собаке то, что вы от неё хотите, чтобы у собаки была возможность сделать все идеально. Это может быть трудным моментом из-за того, что вам, вероятно, понадобится немного креативного мышления для того, чтобы найти другой, более понятный способ объяснить собаке, что вам от неё нужно. Иногда вам даже может понадобится учить одно и то же упражнение несколькими способами, пока вы не найдете тот, который работает лучше.

Затем вам в какой-то момент нужно встроить то, над чем вы работали, обратно в цепочку или в последовательность упражнений и посмотреть, что у вас получилось. Не спешите – чем сильнее вы сфокусируетесь на проблемном участке, тем чувствительней может стать собака, и очень скоро она может стать по-настоящему невротичной. Работайте понемногу…

Все получается? Прекрасно! Наградите собаку за это в конце короткой цепочки действий несколько раз, чтобы сделать собаку полной энтузиазма и уверенности, а затем верните проблемную часть в регулярный тренинг.

Я очень стараюсь не использовать умышленное наказание слишком часто из-за его побочных эффектов. Это включает наказание в виде лишения собаки подкрепления, которого она ждёт, или игнорирование (-Н), а также наказание, которое включает неприятные физические и психические последствия (+Н). Во всех случаях наказание работает потому, что собака хочет его избежать – в этом и состоит смысл наказания. Чем больше существует вещей, которые собака хотела бы избежать, тем меньше она будет рада работать. У собаки, которой не очень нравится процесс обучения, будут бесчисленные проблемы в тренинге из-за низкой уверенности в себе.

Я использую наказание в виде — Н, но я стараюсь свести его к минимуму, всегда учитывая особенности каждой собаки. Я уменьшаю эффект от наказания, прерывая собаку на неправильном действии, чтобы отделять потерю подкрепления от прекращения взаимодействия.

Я очень редко наказываю собаку, лишая ее моего личного внимания (в форме -Н), так как больше всего усилий я вкладываю в поддержание хорошего отношения собаки к процессу, поэтому лишение собаки подкрепления (игра/еда) и моего внимания будет слишком сильным наказанием для большинства собак.

Дениз Фензи, http://denisefenzi.com/2015/04/27/thoughts-on-punishment/

Перевод: «Плохие собаки».