Интервью Шейд Уайтсел журналу Schutzhund Life5 мин на чтение

Шейд – исключительный и уникальный тренер: она известна в мире шутцхунда как одна из немногих, кто работает без физической коррекции и успешно выступает на высоком уровне с внушительными баллами. Ее подход к обучению практичен, креативен и ориентирован на благо для собаки и отношений с ней. У Шейд интересные взгляды и она готова делиться мудрыми мыслями.

Введение: Расскажите немного о вашем опыте в IPO.

Я начала заниматься IPO в местных клубах в 1993 году с немецкой овчаркой. Она была прекрасной собакой, но IPO было не для нее, так что я купила кобеля рабочего разведения, который и стал моей первой собакой в IPO-3. Это было нелегко! Джесси было 7 лет, когда он получил свой IPO3 после многочисленных провалов в защите на отпуске рукава. Неудачи в те годы, конечно, научили меня многому об инстинктах собак и методах обучения. Моей следующей собакой стал Талендер фон Грюнхайде; когда ему было 3 года, мы сдали SchH-3 c 291 баллами (94/100/97). К сожалению, он умер в 3,5 года от заворота и это отчасти выбило меня из колеи на несколько лет.

Не так давно я стала выступать на национальном уровне с Райки фом Эгис, который занимал 5, 7 и 2 места на различных соревнованиях. Райки научил меня очень многому в том, что касается подготовки собак на положительном подкреплении. Научить собаку — это одно, а получить хорошие оценки на соревнованиях — это совсем другое. И отдельная задача — оставаться в игре, занимая призовые места на протяжении 3-4 лет подряд. Моя нынешняя собака, Ванс, сын Райки, которому только что исполнилось 4 года, недавно сдал IPO-2 с баллами 99/95/96, и если все пойдет хорошо, то он станет моей четвертой собакой с IPO-3, которую я выращивала и обучала сама со щенка. За последние 20 лет в шутцхунде, я прошла путь от использования инструментов коррекции, в том числе строгого и электрошокового ошейника, к полному отсутствию какой-либо физической коррекции в обучении младшей собаки. И это было так интересно!

Что вы посоветовали бы новичкам?

Найдите тренера/клуб, который вам нравится, и с которым вы находите общий язык. Окружите себя людьми, которые относятся к собакам так, как вы хотите относиться к своим; учите собак тому, чем вы восхищаетесь и чего хотели бы достичь. Кроме того, вступите в клуб, в котором состоят хорошие люди, подружитесь с ними и дрессируйте собаку, как вам хочется. Учитесь, задавайте вопросы, ходите на семинары!

Какую роль в вашем обучении играют творческое мышление и эксперименты?

У меня всегда была своя точка зрения. Когда я впервые начала свой путь в шутцхунде, мне было около двадцати, и я делала все, что мне говорил тренер. Когда мой Джесси дважды провалился на испытаниях по SchH-2, и тренер сказал, что нужно использывать электрошоковый ошейник, я отказалась. В то время большинство из нас не использовало ЭШО, и было совершенно обычным делом сдать SchH-3 без этого инструмента. ЭШО применялись для особо жестких собак, и в то время у ошейника было только 5 настроек. Я ушла и год проработала с новым фигурантом, обучая Джесси, как контролировать себя, как успокаиваться, как правильно бороться и побеждать. Тогда я все-таки использовала ЭШО для обучения отпуску, при этом много узнала о том, что работает и не работает с этой конкретной собакой и как объяснять задачу разными способами.

Как вы относитесь к неудачам, например, когда не получаете желаемого результата, или когда раздел или упражнение не удаётся на соревнованиях?

Это всегда полезная информация. Хотя я и могу сильно расстроиться, если что-то идет не так, я обычно воспринимаю это как вызов. Почему у меня не получилось? Что я плохо объяснила моей собаке? Была ли она должным образом подготовлена? Собаки делают то, чему мы их учим. Может быть, я случайно научила собаку не тому, что нужно?

В подкасте для High In Trial вы упомянули, что фундамент дрессировки ваших собак сильно отличается от традиционного. Не могли бы вы рассказать немного подробнее для тех, кто хочет дрессировать без физической коррекции?

Вы не можете просто заложить ту же базу, которую делают все остальные, и просто вычеркнуть коррекцию. Это не сработает, потому что для коррекции есть причины: она используется с самого начала для того, чтобы ввести «давление», либо позже, чтобы исправлять ошибки.

Хорошим примером будет начало защиты с молодой собакой. Фигурант позволяет собаке схватить добычу (тряпку, ухватку, что угодно), и собака “выигрывает”. После этого большинство хендлеров либо пробегаются по кругу, либо гладят и успокаивают собаку. В любом случае, в какой-то момент собака должна отпустить предмет, чтобы фигурант мог возобновить упражнение. Идеальная собака при идеальной работе помощника держит рукав или ухватку спокойно, не показывает никакого конфликта или избегания хендлера, отпускает предмет одним движением, а затем лает, чтобы продолжить. Не знаю, как у вас, но у меня никогда не было идеальной собаки, и я очень редко вижу таких на дрессировочных площадках.

Большинство методов обучения отпуску включают какую-то степень давления со стороны хендлера. Если все сделано правильно, собака отпускает, снова лает на фигуранта, и все хорошо. Иногда я вижу, как фигуранты пытаются привлечь внимание собаки другим предметом, но это может очень быстро привести к тому, что собака попытается рвать рукав, прижав его к земле. И снова хендлер должен оказать давление, как правило, в виде физической или вербальной коррекции, чтобы собака отпустила «добычу» и обратила внимание на фигуранта.

Поскольку я не собираюсь физически или вербально давить на собаку, то должна делать что-то другое, что не вызовет конфликта между нами и не отвлечёт её внимание от помощника. Во-первых, я начинаю заниматься со щенком защитой позднее, чем обычно, так как в первую очередь мне нужны некоторые навыки у собаки. Я хочу, чтобы собака знала, что ее лай заставляет помощника двигаться. Я провела 8-10 тренировок с Вансом, научив его лаять на фигуранта в укрытиях, без возможности сделать хватку. В итоге получилось, что собака “охотится” на фигуранта, и на это довольно интересно смотреть. Также нужно, чтобы собака умела переключаться между более ценной и менее ценной игрушками. Еще я учу собаку отпускать игрушку и лаять, чтобы получить ещё одну.

При обучении молодой собаки после того как фигурант отдает рукав, я могу увести собаку, подать команду на отпуск и облай – то, что уже выучено в других сценариях. Если что-то пойдет не так, и собака откажется отпускать или захочет сделать что-то непродуктивное (например, прижать рукав к земле), я использую переключение на другой предмет, что позволяет фигуранту забрать рукав. Качественная работа помощника здесь критически важна. Хороший фигурант оказывает достаточное давление на собаку, но при этом всегда позволяет ей почувствовать себя победительницей, и после отдачи ухватки или рукава остается за пределами зоны атаки собаки. Когда собака довольна борьбой и хваткой, это делает мою работу намного проще, поэтому на этом этапе очень важна хорошая подготовка фигуранта.

Какой совет вы дали бы хендлерам, которые сотрудничают с фигурантами и тренерами, использующими традиционные методы?

Нужно определить границы и то, что вам комфортно делать, при этом уважая знания других. Создайте план, и не ждите от фигуранта догадки, что именно вам нужно. Помощник не будет решать проблемы за вас и тренировать вашу собаку так, как он не тренирует своих. Вы оба (фигурант и хендлер) должны знать, что предпринять, если дела пойдут не так, как ожидалось, и что делать, когда собака сделает всё правильно. Концентрируйтесь на одной задаче, не работайте над несколькими одновременно. Дрессировочные сессии должны быть короткими и с большим количеством подкрепления! И возможно, стоит спрашивать фигурантов и тренеров, в каких советах они нуждаются при работе с теми, кто хочет обучать без словесной и физической коррекции. Совершенно точно, что обе стороны должны быть готовы к диалогу и компромиссам.

Какой совет вы дали бы дрессировщикам, которые боятся пробовать что-то новое со своей собакой?

Прислушивайтесь к другим (чьи советы действенны), но имейте собственное мнение. Вы знаете свою собаку и отношения с ней лучше других; то, что работает у остальных, может не сработать у вас. Не бывает совершенных собак, и каждую можно сделать ещё лучше. Не думаю, что если вы сделаете что-то по-другому, то это испортит собаку. В каждом методе обучения есть свои плюсы и минусы, и если результаты вам не нравятся, попробуйте другой. Прислушивайтесь к своей собаке и учитесь. Если вы делаете одно и то же 6 месяцев подряд, корректируя либо подкрепляя, и поведение собаки не меняется, то пора пересмотреть план тренировок!

Шейд, спасибо, за вдумчивое и проницательное интервью!

Если вы хотите узнать больше о Шейд, посетите HighInTrial.com и прослушайте интервью в подкасте. Вы также можете найти Шейд в Академии спорта Фензи, где можно записаться на курсы по теме IPO.

Автор: Карисса Кюе, http://www.myschutzhundlife.com/single-post/2016/12/07/Shade-Whitesel-Interview

Перевод: “Плохие собаки”

Комментарии

Добавить комментарий