Остерегайтесь поведенческих цепочек

 

Учим-учим собаку не прыгать на нас, но становится только хуже. Бесит. Это — «синдром поведенческой цепочки».

Мы всё время тренируем поведенческие цепочки — иногда специально, иногда по ошибке. Они бывают полезными и бесполезными, неэффективными и даже опасными.

Есть множество полезных поведенческих цепочек, например: сигнал «иди на место», «подойди и дай взять себя за ошейник», формальный подзыв или апортировка в обидиенс. Мы часто обучаем собаку цепочкам задом наперёд. Это всего-навсего значит, что вначале мы учим последнему действию в цепочке и делаем его очень ценным. И оно потом становится подкреплением предшествующего действия. Это бесценный инструмент дрессировки.

Навыку «Иди на место» мы начинаем учить с того, что собака просто находится на коврике. Её спокойное поведение поощряется ценными жевательными игрушками типа свиного уха или хвоста кенгуру. Когда собаке нравится находиться на коврике, мы начинаем высылать её туда — вначале с близкого расстояния, потом увеличиваем его. Очень быстро собака начинает идти на место со всё большей и большей дистанции. Когда она стабильно (в 80% случаев) выполняет команду, мы вводим отвлечения типа звонков в дверь и посетителей. А ведь здорово, если бы собака во время прихода гостей спокойно лежала на месте и грызла любимое лакомство? Если пофантазировать, то можно даже сделать сигналом «иди на место» не словесную команду, а звонок в дверь. Впечатляет? Для этого звоните в дверь и сразу после этого подавайте словесный сигнал, поощрите собаку — и повторите. Когда звонок станет сигналом, откажитесь от слов.

С другой стороны, мы склонны обучать поведенческим цепочкам по ошибке, особенно когда имеем дело  с нежелательным поведением.

Классический пример тому — собака прыгает на хозяина. Она прыгает, мы просим её сесть, собака садится и получает лакомство. Собака учится тому, что надо прыгнуть, затем сесть и получить награду. Такой подход не искоренит проблему, а вероятнее всего, сделает её серьёзнее. Вы учите собаку поведенческой цепочке: «прыгни — сядь — получи лакомство». Собака не научится садиться без прыжка.

Похожий сценарий возможен при прогулках на поводке. Всё происходит в таком стиле: собака натягивает поводок, владелец останавливается, просит собаку вернуться назад в позицию, собака возвращается назад, получает лакомство, бежит вперёд, хозяин останавливается, просит собаку вернуться назад в позицию, собака возвращается назад, получает лакомство, бежит вперёд и т.д., и т.п. Это никогда не научит собаку двигаться на провисшем поводке! Это научит её тянуть, возвращаться в позицию и снова тянуть. Как йо-йо.

В обоих случаях собака сначала производит нежелательные действия, потом желательные, и мы думаем, что поощряем именно их. Но отучить от первого действия не получается!

Решение — учить нужному поведению вне контекста, используя наведение, практиковаться в разных местах и щедро поощрять, убедившись, что собака «понимает» сигнал во множестве разнообразных контекстов и ситуаций. При этом мы тщательно управляем обучением и готовим собаку к успеху.

Возвращаясь к прыжкам: вначале мы учим собаку сидеть в различных условиях и щедро поощряем, затем и только затем возвращаемся в контекст, где собака вероятно прыгнет, и ГОТОВИМСЯ! Если собака приближается, мы просим её сесть ДО ТОГО, как она прыгнет, и поощряем. Если собака прыгает, мы делаем глубокий вдох (да, мы ошиблись), ждём усадки и поощряем. Мы не командуем сидеть. Собаке нужно понять, что приводит к награде. Но не кричите и не толкайте собаку: она может посчитать это долгожданной игрой. Если делать всё правильно, то мы очень быстро получим надёжную «приветственную усадку».

Для движения на провисшем поводке мы пользуемся схожей тактикой. Сначала учим позиции, начинаем с традиционного «основного положения». Его легче понять, чем просто провисший поводок. Пусть собака сделает шаг, поощрите. Затем сделайте два, три, четыре шага. Начинайте в условиях с малым количеством раздражителей, например, на заднем дворе. Важно поощрять часто и в то же время быстро наращивать количество шагов до выдачи награды. Когда собака поймёт задачу, постепенно вводите отвлечения. Когда собака хорошо ходит в позиции, можно ослаблять критерии, так постепенно собака станет хорошо ходить на провисшем поводке.

Ещё одна распространённая неэффективная поведенческая цепочка — просить собаку сесть при подходе. Это не самый удачный способ научить собаку надёжному подзыву, особенно вначале. В дрессировке домашних питомцев большинство владельцев всего лишь хочет, чтобы собака подбегала к ним.  При этом у многих возникают проблемы, ведь большинство собак считает, что окружающая среда гораздо привлекательнее, чем поощрение в руках хозяина. Одна из причин — представление, что подход должен закончиться усадкой перед хозяином. Я видела много собак, радостно бежавших на подзыв, только затем, чтобы им сказали сесть. И многие животные отвечают: «Только не это!» — и убегают, чтобы в будущем совершенно перестать подходить.

Подзыв нужно учить так, чтобы собака бежала по-настоящему быстро и подходила достаточно близко к хозяину, чтобы тот мог взять за ошейник и в случае необходимости пристегнуть поводок. Поэтому мы сначала просто берём собаку за ошейник, потом постепенно отходим и поощряем быстрое движение к нам. Это — поведенческая цепочка надёжного подзыва и дополнительных мер безопасности.

Усадка на ранних стадиях дрессировки может сработать дома или в местах с низким уровнем отвлечения, но на улице нам нужно что-то более ценное для подзыва. Если мы в таких условиях попросим собаку сесть, то можем ненамеренно отравить сигнал.

Нет ничего плохого в поведенческих цепочках, но убедитесь, что учите правильным.

Автор: Барбара Ходель, http://ppgworldservices.com/2016/09/25/beware-of-the-behavior-chain/

Перевод: «Плохие собаки»

%d такие блоггеры, как: