Заканчивать на хорошей ноте? Не надо

Сколько раз вы слышали или сами произносили слова: «Всегда заканчивайте занятие на хорошей ноте»? Я — постоянно. И сама говорила это, пока не поняла, сколько проблем эти слова могут принести собаке и хендлеру. Я размышляла об этой мантре дрессировщика, после занятия с овчаркой Мэгги на этих выходных. Мы с ней были не в состоянии управлять овцой в подготовленном мной упражнении. Оно было слишком трудным для нас обеих — в конкретный день с конкретной овцой. Случись это несколько лет назад, я переключилась бы на что-то другое и поставила бы перед собакой задачу попроще, прежде чем сказать: «Хорошая работа!». Но не сегодня. Я просто подозвала Мэгги и сказала: «Всё, отдыхай, девочка» — и повела её в машину.

Мне стало интересно: почему я выбрала такой вариант, а не «окончила на хорошей ноте»? И я принялась размышлять: как эта концепция относится к дрессировке семейных собак и почему мне кажется, что она часто приводит людей к неприятностям.

Для начала отмечу, что во многом я решила окончить занятие из-за того, что Мэгги устала. Она жаждет пастьбы — и если бы могла говорить, то сказала бы: «Мэгги живёт пастьбой». Однако уставшая Мэгги не способна одновременно контролировать овец и слушать мои сигналы. Она не хочет прекращать работу, но ошибается и ведёт себя так, будто слегка тронулась умом. Это не антропоморфизм, потому что большинство из нас прекрасно понимает, на что это похоже. Просто не было смысла ещё сильнее утомлять собаку, прося выполнить что-то, что она хорошо умеет. Ей не нужно строить мотивацию, а мне не нужно провоцировать ошибки в том, с чем она в принципе справляется.

Мне интересно, что правильнее: прекращать работу, когда всё хорошо, или продолжать, переключившись на что-то простое, что собака способна выполнить? Мэгги не нужно было мотивировать для дальнейших занятий; она хотела работать и дальше, когда я остановила её. Если бы мы продолжили, вряд ли это пошло бы ей на пользу. Собаки типа Мэгги напоминают маленьких детей, которые слишком долго просидели в бассейне: «Мне не холодно!» — кричат они, хотя сами дрожат, а губы уже посинели. Само по себе желание Мэгги работать не значило, что это ей на пользу. Вероятнее всего, она сделала бы ошибку, которой обычно не делает. А потом что? Закончить наконец? Попробовать что-то полегче?

Это скользкий путь. И я видела, как люди раз за разом падали на нём, дрессируя своих собак. И часто это заканчивалось жёстким приземлением. Собака плохо идёт рядом, поэтому хендлер переключается на то, что собака делает хорошо. Но «рядом» не получалось, потому что Честер или Бритчес отвлекались на детей, играющих на противоположной стороне улицы. Поэтому команду «сидеть» собака тоже провалила.  Хозяин принимает очень простое решение — пытается «закончить на хорошем», хотя одна попытка проваливается за другой. Я видела такое сотни, если не тысячи раз. Невозможно не посочувствовать каждому участнику.

Если собака мотивирована учиться — пастьбе или послушанию — она будет счастлива продолжить с того места, где вы остановились в прошлый раз. И это наша ответственность. Ничто не подкрепляете движение рядом сильнее, чем связь его с первичным подкреплением — едой или игрой. Если мы правильно выполнили свою часть работы, то не начнём работу раньше, чем убедимся, что собака хочет поощрения. У пастушьих собак это легко. Пастух пасёт. Миссия выполнима. (Хотя и здесь есть нюанс: Мэгги и Вилли любят побегать, поэтому им не нравится оказывать давление на медленных, «тяжёлых» овец.) Для большинства собак учиться сидеть, оставаться на месте и подходить на зов само по себе неинтересно, но интересно — есть или играть во время занятий.

Ещё я думаю, что легко забыть, как трудно учиться чему-то новому. Вспомните, самих себя, например, в спорте: обычно мы знаем конечную цель — попасть мячом в корзину или научиться прыгать с шестом. А собаки не знают — и это очень изматывает. Играли когда-нибудь в кликерные игры, когда один из участников выходит из комнаты, а остальные решают, какое действие ему загадать? Если нет, то поиграйте, потому что участник, подопытный, находится в неведении, чего от него хотят, и чувствует в лучшем случае смущение, в худшем — фрустрацию. Некоторые даже признавались, что им хотелось покусать остальных. Мы не всегда можем сказать, когда наши собаки умственно и эмоционально устали, но мы всегда должны помнить, как утомительно учиться новому.

Должна пояснить. […] Я говорю о занятиях, в которых всё идёт не по плану и нет шанса исправить ситуацию «хорошей нотой». Тогда-то, я считаю, самое время закругляться: отпустить собаку отдохнуть и вернуться к работе, когда вы оба освежитесь и восстановитесь. Думаю, что по возможности всегда лучше заканчивать сессию до того, как пойдут ошибки, особенно если вы работаете над контробусловливанием или десенситизацией. В этих случаях крайне важно знать, когда остановиться. (И это всегда до того, как вы увидите это — по крайней мере, пока мало опыта, правда?) Когда вы постепенно приучаете собаку не напрягаться при встречах с незнакомцами, последнее дело толкать её за пределы зоны комфорта. Но вы не всегда можете предвидеть, когда даже простейшее обучение командам «сидеть» или «место» выйдет из-под контроля, но если так случится, то ничего страшного — и, вероятно, правильнее сделать перерыв.

Мне хотелось бы провести небольшое исследование эффективности подходов «прекратить работать, когда всё идёт наперекосяк», vs «продолжать до победного конца». (Реплика в сторону: сколько раз я говорила: «Хочу провести небольшое исследование»? Достаточно ли, чтобы это стало новой алкогольной игрой?) Интересно подумать об этом с точки зрения оперантного обучения, хотя мы можем лишь догадываться, как собака воспринимает окончание работы. Это облегчение? Или негативное наказание: «Эй, ты забрала у меня возможность заработать ещё курятины!»? А если мы продолжим работу и будем делать что-то поинтереснее и полегче — не подкрепим ли мы испорченную попытку?

Есть интересные научные данные, которые не касаются этой темы напрямую, но дают некоторое понимание факторов, влияющих на обучение собак. Аффенцеллер и др. (2016) выяснили, что лабрадор-ретриверы работали лучше, если им позволяли поиграть после тренировочной сессии, а не отправляли отдыхать на полчаса. С другой стороны, мы также знаем, что сон может консолидировать выученное. См. пост Джулии Хект об исследовании Анны Кис из Венгерской академии наук и проекта Family Dog. Вкратце: собак учили командам «сидеть» и «место» на незнакомом языке, и те, кому давали поспать после занятия, справлялись лучше тех, кто играл, гулял или учил что-то ещё. Однако результат оказался кратковременным. Неделю спустя собаки во всех группах справлялись одинаково хорошо, за исключением тех, кого учили чему-то. Сон консолидирует память у стольких видов [животрных], что, вероятно, долговременный эффект был бы другим, если бы собакам дали поспать дольше получаса. Тем не менее результаты вполне ясны: учить собаку нескольким навыкам подряд не идеальное решение. Главный исследователь советует:

«Чтобы достичь наилучшей производительности в долгосрочной перспективе, обучение новой команде стоит перемежать действиями, которые не смешаются с выученным только что (например, можно поспать, погулять, поиграть — но не учить чему-то ещё), «.

Но ведь именно это происходит на занятиях по дрессировке, где учат 3-6 новым вещам за один раз. Я не знаю, как это организовать по-другому, но разумно было бы проинструктировать хозяев дома отрабатывать по одному навыку за раз. Именно так я работаю с большинством своих собак, включив упражнения в повседневную жизнь. Это даёт преимущество работы в контексте. Никогда не забываю совет Яна Данбара: важно учить и работать в контексте. Это действительно помогает. Спасибо, доктор Данбар.

Вышеупомянутое исследование также касается и совета заканчивать на хорошей ноте. Я бы поспорила с тем, что если собака уже хорошо что-то знает и охотно делает и не выжата как лимон, то это не причинит вреда. Но поможет ли? Мы не знаем.  Могу представить ситуации, в которых это помогло бы определённым животным в определённых случаях, но, подозреваю, в целом эта максима служит нам, а не собакам.

Кстати о Мэгги. Я поработала с ней ещё раз, когда хорошо отдохнула и выспалась. Я поставила похожее упражнение, но немного проще и со своей овцой, и Мэгги справилась блестяще. Я уверена, что моделировать успешные ситуации — правильно, и возвращаться к проблеме — важно. Вопрос в том — когда.

Здесь масса нюансов. Интересно, что вы думаете об этом. […]

Автор: Патриция Макконнелл, http://www.patriciamcconnell.com/theotherendoftheleash/always-end-on-good-note-please-dont

Перевод: «Плохие собаки»