Женщинам: представьте, что вы учитесь бейсболу. У вас никак не получается держать биту правильно, поэтому инструктор решает помочь: он подходит из-за спины, кладет свои руки на ваши, перемещает ваши запястья и пальцы в нужное положение. Затем он двигает вашими плечами и руками, чтобы показать, как делать замах. Думаете ли вы только о том, как правильно держать биту, или все-таки отвлекаетесь на человека, который стоит вплотную?
Мужчинам: представьте, что вы проходите сложный курс математики. Вы нанимаете репетитора-женщину, которую рекомендует ваш профессор. Когда на занятии у вас возникает вопрос об уравнении, репетитор кладет руку на плечо. Она оставляет ее там, пока объясняет формулу, которую нужно использовать, чтобы решить задачу. Когда вы делаете ошибку, репетитор исправляет ее, чтобы показать, где именно вы ошиблись. Вы сконцентрированы исключительно на уравнении или ваше внимание отвлекает рука на плече?
Прикосновения мешают учиться. Когда речь идет о людях, как в примерах выше, мы все хорошо понимаем, но этот факт вопиюще игнорируется, когда дело касается собак. Вот что: нажимая на круп собаки, чтобы заставить ее сесть, мы отвлекаем ее точно так же, как рука вашего тренера у вас на плече отвлекает вас.
Решать проблемы, используя руки, заложено в человеческой природе. Противопоставленные большие пальцы обеспечили человеку эволюционное преимущество миллионы поколений назад, поэтому людям так трудно отказаться от этого инстинкта. Люди пытаются разбираться с проблемами прикосновениями или разговорами, но оба этих подхода не приносят пользы в обучении собак.
Хорошие дрессировщики понимают это. Прикосновение может быть отличной наградой для многих собак в игре или просто в общении (например, когда вы чешете собаку за ушком). Тем не менее, если трогать собаку, в то время как она пытается справиться с задачей, то можно подавить ее способность к решению задач и затруднить обучение.
Даже если вы по-доброму и аккуратно ставите собаку в нужное положение, то вы все равно меняете роль собаки в обучении на пассивного участника. Когда вы аккуратно усаживаете собаку, приподнимая ее подбородок и подставляя задние лапы под корпус, кто отвечает за эту усадку? Конечно, не собака. Собака, которую обучают сидеть механически, садится, потому что понимает: если этого не сделать, то дрессировщик все равно ее усадит. За поведение отвечает дрессировщик.
Кликер-тренинг, с другой стороны, делает собаку активным участником процесса обучения. Вместо того, чтобы только поддаваться воздействиям извне, собака становится инициативной. Собака садится, потому что она хочет. В процессе обучения она узнаёт, что усадка окупается, потому что она слышит щелчок и получает награду. Собака учится садиться по команде, потому что это стоит того. Собака становится хозяином совего поведения. Сидеть — это оплачиваемая работа, а не постылая обязанность. Собака радуется, когда слышит команду «сидеть», потому что это слово теперь связано с приятными вещами.
«Но разве собака не должна знать, что она обязана сесть по команде?» Я часто слышу, как люди говорят, что им нравится учить трюкам с кликером, но они думают, что должны использовать принуждение в послушании, потому собака обязана подчиняться каждый раз, когда слышит команду «сидеть» и «ко мне». Эти люди считают, что собака не будет ничего выполнять надежно, пока не узнает, что за неподчинением последует что-то неприятное. К сожалению, многие верят в это. Но дело в том, что если собаку наказать хотя бы раз после того, как она услышит команду, то она никогда не будет радоваться и предвкушать награду как прежде. Исследование этих «отравленных сигналов» ясно показало: даже одно наказание полностью разрушает потенциал сигнала как подкрепления. Ваша собака больше не будет радоваться, услышав команду, и вы смиритесь с тем, что нужно продолжать наказывать собаку, чтобы достичь надежности.
Конечно, исследования также показали, что в этом нет необходимости. Теперь мы знаем, что животные всех видов, в том числе собаки, могут быть надежно обучены без использования принуждения. К примеру, выловленные в природе дельфины, которых военные дрессируют для поиска взрывчатки в океане. Этих дельфинов обучают методом положительного подкрепления и выпускают с лодки в открытый океан. Дельфины должны проплыть несколько миль, выполнить сложную цепочку действий в окружении стай рыб (еды, на которую нельзя отвлекаться, чтобы успешно справиться с работой), а затем вернуться к лодке, чтобы их забрали и увезли в их маленький бассейн в учебном центре. Такой уровень надежности создается не принуждением. Дельфинам нравится их работа, потому что они получают удовольствие от всего процесса обучения. Собаки тоже могут так обучаться.
Дрессировка собаки без принуждения требует от человека серьезных и трудных перемен, но выгода очевидна. Радость, которую собака испытывает от работы, удивительное партнерство между тренером и учащимся, коммуникация, работа в согласии — все это трудно описать. Скорее, это нужно прочувствовать на личном опыте.
Вывод предельно ясен: дрессировка «без рук», на основе положительного подкрепления, создает радостную работу. Это удовольствие для собаки, для вас и для тех, кто наблюдает за вашими успехами. Можете трогать собаку, когда играете с ней. Можете приласкать, когда хвалите. Погладьте собаку в честь вашего прекрасного контакта, сотрудничества и успехов в тренировках. Но никогда физически не заставляйте собаку делать что-то ради вашего эго, а также не принуждайте из-за своего неумения хорошо объяснять задачу. Вы оба заслуживате лучшего. Принуждение работает, но положительное подкрепление работает лучше. Разве вы и ваша собака не достойны самого лучшего?
Автор: Сара Роше https://paws4udogs.wordpress.com/2012/03/05/finding-joy-in-work-training-without-compulsion/
фото https://paws4udogs.files.wordpress.com/2013/04/laylarally-2.jpg
Перевод: «Плохие собаки» © baddogs.by
Добавить комментарий