Как животные дрессируют нас3 мин на чтение

Подрастающие бордер-колли — великолепные дрессировщики.

Блинк, мой третий пёс, был первым, кто выдрессировал меня давать ему воду по требованию. Однажды, когда мы вместе были в кухне, он умышленно ударил лапой пустую миску для воды. «Дзынь!» — раздался звук от удара когтей по керамике. Затем Блинк посмотрел мне прямо в глаза. Я сделала то, что сделало бы любое хорошо обученное животное: отреагировала на сигнал и наполнила миску водой. По прошествии нескольких недель сцена в кухне повторилась. «Дзынь!» — я снова налила в миску воды. Прошло ещё немного времени, и в следующий раз я была в гостиной, а Блинк в кухне. «Дзынь!»  — и я снова налила воду в миску.

blink300

Это я учила Блинка, что звяканье миски означало, что сейчас в неё нальют воду, или он учил меня выполнять команду «Дзынь!»? И то, и другое.

Каждый раз наливая воду миску, я подкрепляла звуки, которые вызывал Блинк. Он же вилял хвостом, радостно пил и выглядел благодарным (да, знаю, антропоморфизм) — и этим подкреплял наполнение миски водой.

Как и наши собаки, на ранней стадии дрессировки я не знала, что меня также дрессировали. В какой-то момент процесса обучения (надо признать, быстрого), я сообразила, что должна бы дать собаке воду. Затем в другой раз я ясно поняла, что у меня есть различительный стимул (сигнал), который означал одну и только одну вещь: сейчас же дай мне воды.

Попутно Блинк сделал несколько осознанных решений. Он выбрал сигнал, а не я. Он мог бы скулить, лаять, ставить лапы на меня и т.д., но выбрал сигнал, который включал объект (миску), в котором обычно находилась вода. Его сигнал также является звуком, который не входит в типичный звуковой репертуар собак (типа лая или скуления). Чтобы издать его, псу надо было задействовать лапу и определённым образом ударить ей по предмету.

Поскольку я хорошо справлялась с доставкой воды, Блинк закрепил сигнал, проверяя качество стимульного контроля. Он попробовал «Дзынь!» на другом домочадце. Потом распространил сигнал на миску в моём рабочем кабинете.  И даже стал звинеть миской в чужом доме —  чужой миской и перед чужим человеком. Однажды, когда моя коллега осталась с Блинком за няньку, собака дала ей понять, что вода закончилась, дзынькнув миской. Когда коллега с готовностью выполнила команду, бьюсь об заклад, Блинк был очень доволен и собой, и человеком!

Четыре квадранта

Хотя я считаю Блинка довольно умным малым, ему не надо быть необычайно одарённым представителем своего вида, чтобы вычислить, как научить меня наливать ему воду. Собаки дрессируют людей делать разные вещи, которые им нравятся: покорми меня, выпусти на улицу, почеши животик, возьми на ручки, погладь меня, брось мне вон то и т.д. А мы дрессируем их делать то, что выгодно нам: спокойно сидеть, идти рядом, искать того плохого парня или потерявшегося ребёнка, подносить предметы и др.

Собаки никогда не слышали о Павлове и Скиннере. Никто не усаживал их за парту и не рассказывал о четырёх квадрантах оперантного обучения и законах научения. Да, они опытные дрессировщики. Однако пользуются не только положительным подкреплением! Дрессируя нас, животные эффективно используют все четыре квадранта. Вот несколько примеров (могу поспорить, вы сами можете привести десяток своих).

Положительное наказание:

Человек: (обычно думает: «Все собаки ЛЮБЯТ меня!») навязчиво хочет подойти к пугливой собаке.

Собака: облизывает губы, отворачивается, прячется за хозяина и в конце концов бросается и лает.

Результат: человек отступает. Попытка приблизиться к той собаке положительно наказана.

Отрицательное наказание:

Человек: похлопывает собаку по макушке (бам-бам-бам).

Собака: моментально отодвигается и собирается лечь.

Результат: человек понимает, что собаке не нравится, когда её трогают за голову, и прекращает делать это. Похлопывание по макушке было отрицательно наказано.

Отрицательное подкрепление:

Человек: сидит за столом, игнорируя собаку.

Собака: скребёт хозяина лапой.

Результат: человек смягчается и уделяет собаке немного внимания, чтобы прекратить домогательства собаки. Привлечение внимания было отрицательно подкреплено.

Положительное подкрепление:

Человек: смотрит на собаку и улыбается.

Собака: подходит ближе и предлагает мягкий длительный визуальный контакт.

Результат: улыбка в адрес собаки была положительно подкреплена.

В то время как у людей часты проблемы с таймингом (особенно при наказании), у собак он безупречен — и безо всякого обучения! Люди орут на собак за изжёванные подушки часы спустя «преступления». Единственная вещь,  за которую мы «наказываем» собаку — это то, что она вышла поздороваться, когда мы вернулись домой после целого дня отсутствия. С одной стороны, когда собаки наказывают, это наказание с идеальным таймингом и потрясающей точностью. Собака клацает зубами так близко от вас — и так точно, что не причиняет вреда, но этого достаточно, чтобы напугать вас одним-единственным выпадом. Покажите мне человека, который способен проделать это без тренировки.

Вы почти наверняка слышали фразу: «Собаки всегда учатся». Это совершенная правда. И я думаю, что мы можем добавить к этому: «Собаки всегда учат». Хорошее занятие — это разговор между учителем и учеником. Я думаю, чем больше мы понимаем, что роль учителя изменчива и что иногда мы становимся учениками, тем лучше это сказывается на наших с животными взаимоотношениях.

Автор: Лори Чемберленд, http://www.clickertraining.com/when-animals-train-us

Перевод: «Плохие собаки»

Фото: Лори Чемберленд

Комментарии

Добавить комментарий