На прошлой неделе мы обсуждали, как создать собаку, которая любит работать, и как сделать, чтобы сам процесс работы был для нее вознаграждением. Сегодня давайте поговорим о возможной темной стороне вторичного и третичного подкрепления.
Видите ли, проблема в том, что если собака считает сигнал для поведения наградой, то вы можете ненамеренно вознаградить нежелательное поведение. Поскольку сигнал выполняет функцию награды, то действия собаки подкрепляются, когда она слышит сигнал.
Чтобы пролить свет на эту проблему, давайте рассмотрим пример из реальной жизни.
Мисти (имя изменено) была великолепной черной собакой, помесью лабрадора с питбулем. Ее владельцы вызвали меня для консультации, потому что стали беспокоиться о ее поведении. Обычно милая и дружелюбная собака стала вести себя агрессивно: она бросалась на забор и лаяла, когда люди или собаки проходили мимо. За последние три месяца поведение усилилось, и теперь собака в порыве гнева стала нестись к забору без всякой видимой причины.
При встрече с Мисти я была приятно удивлена ее нежной и ласковой натурой. Она была общительна и дружелюбна, а когда она виляла хвостом, то все ее тело, начиная с плеч, ходило ходуном. Когда я погладила ее, она подалась на меня и обмякла. Мисти была невероятно хорошо обучена, она мгновенно и с энтузиазмом реагировала на команды. На самом деле, она казалась совершенной, а вовсе не агрессивной и непредсказуемой, как ее описали владельцы.
Я исключила самые распространенные причины лая на людей за забором: территориальность, фрустрацию и перевозбуждение. Любой желающий мог прийти во двор Мисти, не опасаясь ничего, кроме радостного облизывания с головы до ног. Она не лаяла на другие заборы, окна в своем доме или гуляя на поводке. Во дворе своего дома Мисти вела себя спокойно, лежала на террасе и принимала солнечные ванны. Когда ее отзывали от забора, она мгновенно успокаивалась. На самом деле Мисти сразу же реагировала на тихую команду владельцев, независимо от того, насколько яростно она лаяла у забора.
Пока я обсуждала историю странного поведения собаки с ее владельцами, картина стала проясняться. Все началось с того, что Мисти неспешно подходила к забору и гавкала один раз. Она могла полаять один или два раза, когда приветствовала новую собаку или человека, и ее владельцы были обеспокоены тем, что соседи могут быть недовольны шумом. Мисти проводила много времени, принимая солнечные ванны во дворе, но когда она подавала голос, то хозяева звали ее внутрь.
Мисти любила приходить на подзыв и всегда с радостью откликалась. Со временем она поняла, что если она полает на забор, хозяева могут начать играть с ней в подзыв. В течение последних нескольких месяцев Мисти упражнялась в лае, сделав его более интенсивным. Если сначала она лаяла только при виде людей или других собак, то вскоре поняла, что если она будет лаять в любое время, независимо того, есть ли кто-то за забором, то хозяева позовут ее в дом.
Решение проблемы Мисти было простым, но оно требовало последовательности от владельцев. Когда мы ввели новые правила, то первая попытка Мисти рвануть к забору с лаем выглядела комично. Она громко лаяла и носилась туда-сюда вдоль забора, навострив уши, а ее хвост крутился, как пропеллер. В этот раз хозяева спокойно наблюдали. Они не звали собаку, а она бегала то к забору, то обратно к хозяевам, и все время лаяла. Прошло три минуты, и она сама перестала лаять, вернулась к хозяевам и уселась перед ними.
Поведение Мисти было мотивировано вниманием ее владельцев, поэтому хозяева смогли быстро справиться с плохой привычкой собаки, убрав внимание в ответ на нежелательное поведение и начав общаться с ней, когда она ведет себя тихо и спокойно. Они научили ее лежать на своем месте на террасе, когда люди или собаки проходили мимо забора. Хозяева звали Мисти в дом, только если она лежала а месте, а лай на забор полностью игнорировали. Хозяевам Мисти повезло — они начали работать над поведением, прежде чем оно глубоко укоренилось и стало привычкой. Мисти не считала лай веселым развлечением без участия хозяев, ей нужно было общение, поэтому она быстро перестала лаять на забор. Если сейчас пройти мимо дома Мисти, то можно увидеть, как коренастая черная собака, заметив вас, бежит на террасу, виляя хвостом, затем быстро ложится на коврик и смотрит, как вы проходите мимо.
История Мисти — не редкость. Собаки часто учатся выполнять цепочку действий, чтобы заработать награду. Если у вас когда-либо была собака, которая сначала прыгала на вас, а потом садилась, то именно этот принцип влиял на ее поведение. Когда собака ставила грязные лапы на ваш выстиранный костюм, а затем вежливо садилась, она не упрямилась и не была «доминантной». Скорее всего, вы говорили ей «сидеть», когда она вскакивала снова и снова, поэтому она считает, что должна выполнять цепочку действий, когда хочет поздороваться: сначала попрыгать, а затем сесть. Если собака прыгнула, а вы подали сигнал «сидеть», то таким образом подкрепили ее прыжки.
Позже мы поговорим о том, как избежать этой ловушки в обучении. Не стесняйтесь делиться своими историями в комментариях. Вы когда-нибудь случайно учили собаку тому, чего не хотели?
Автор: Сара Роше, https://paws4udogs.wordpress.com/2012/03/12/when-telling-your-dog-what-to-do-makes-him-naughtier-cues-as-rewards/
Фото: https://www.pinterest.com/pin/60939401185536775/
Перевод: «Плохие собаки», baddogs.by
Добавить комментарий