Многим читателям понравилась статья о том, как Мардж Роджерс начинала обучение своего щенка. Она показала Зипу, что с ней ВЕСЕЛО. Когда я спросила Мардж, чему она собирается учить щенка дальше (я тоже люблю наблюдать за процессом обучения!), она сказала: «Теперь я собираюсь объяснить, что учиться — это весело.»
Почему важно учить этому так рано? Разве не нужно сначала научить щенка хорошо себя вести? В обучении на положительном подкреплении мы получаем кое-что получше, чем послушание. Можно построить доверие и настоящее партнерство между двумя видами и сделать путь щенка в странный мир людей легким и приятным.
И, вместе с тем, использование аверсивов, как известно, препятствует процессу обучения. Если на уроке математики учитель будет бить вас по голове линейкой каждый раз, когда вы дадите неправильный ответ, вы все же сможете научиться математике. Но, скорее всего, она не станет вашим любимым предметом. Вероятно, вы не освоите математику так же быстро, как если бы она вам нравилась.
Но если бы учитель в первую очередь хотел, чтобы ученик был счастлив, уравновешен и доволен собой? Что, если бы учитель делал все, что в его силах, ради благополучия ученика? Это не только гуманно и правильно, но и очень практично. Если Зип «в игре», если он и Мардж — партнеры, щенок будет ценить игру. Это может помочь ему стать настойчивее. Если в какой-то момент дресировщик сделает ошибку или даст неточную информацию, щенок будет продолжать попытки. И вот, когда партнерство будет работать в обоих направлениях, Зип научит Мардж разрабатывать учебные планы, улучшать навыки наблюдения и работать над ошибками тайминга.
Мардж идет дальше, говоря: «На данном этапе то, чему я учу, на самом деле не имеет значения.»
Все, что Мардж хочет, что она ценит, и что создает – это ученик, который хочет учиться. Если обучение для щенка в радость, дрессировщик может научить его чему угодно.
Что же они делают?
Так что же Мардж покажет нам в уроке №2? Имейте в виду: то, над чем они работают — менее важно, чем развитие сотрудничества. Но я знаю, что некоторым будет любопытно узнать, что они делают, так что вот список с краткими пояснениями.
Приучение кличке. Дрессировщик учит щенка, что кличка предвещает что-то хорошее. Щенок учится немедленно переключать свое внимание на хозяйку, когда слышит свое имя. Эта игра создает положительную ассоциацию с кличкой и закладывает основу для подзыва.
Щенячья апортировка. Зачем это нужно? Давайте подумаем. Это интерактивная и кооперативная игра. Она хороша как физическое упражнение. Отличное занятие для детей и собак. Кроме того, Зип возвращается к дрессировщику и отдает ему вещь, а это хороший вклад в обучение возврату апорта и отдаче!
Импульсный контроль. Почти вся жизнь с собаками сводится к управлению их импульсами, не правда ли? Многие «хорошие собаки» усвоили этот принцип: не надо самому пытаться получить то, что желаешь. Лучше посмотреть на своего человека, когда что-то хочешь. Даже при отвлечениях (начиная с еды).
Повороты. Мардж учит щенка базовым маневрам для аджилити. Главные среди них – движение рядом с хендлером, повороты и плавные переходы с левой стороны хендлера на правую. Для многих из нас давно прошли те времена, когда собак учили двигаться только слева от дрессировщика.
Работа с платформой. Эти упражнения учат щенка владеть своим телом. Это поможет в спорте, в обычной жизни, а также научит хорошо поворачивать при выполнении команды «рядом». Плюс можно научить такой классной штуке, как посадка по передним лапам, которую можно увидеть в конце этого короткого видео.
Рука-мишень. Это упражнение учит щенка, что рука человека рядом с ним – это хорошо. Рука-мишень учит щенка использовать свой нос вместо зубов. Этот навык полезен при обучению подзыву. Если собака находится в точке А, и вы хотите, чтобы она попала с вами в точку B, используйте мишень. Мардж говорит, что это отличный способ начать диалог с собакой.
Знакомство с новыми объектами. Так же, как в уроке 1, Мардж продолжает знакомить Зипа с новыми предметами. Вы заметили, что она сделала задачу более сложной? Когда щенки становятся старше, то могут считать вещи плохими и опасными, если не видели их раньше. Чем больше странных и редких вещей покажут Зипу, создав хорошие ассоциации, тем лучше. На видео — верхушка айсберга. Мардж каждый день дает щенку возможность наблюдать и взаимодействовать с миром разными способами.
Приучение к похвале. Услышали ли вы в видео: «Хороший мальчик, хороший мальчик, хороший мальчик»? Это не просто фон. Повторяющиеся звуки стимулируют собак. Многие хорошие тренеры похожим образом хвалят собак, когда радуются вместе с собаками. Сколько раз в своей жизни Зип услышит «хороший мальчик» и затем получит что-то приятное или особую игру? Ответ: много. Мардж также приучает к похвале как условному подкреплению. Если она хорошо поработает над созданием ассоциации, то похвала какой-то степени сможет подкреплять поведение собаки. Это еще один кирпичик в фундамент их рабочих отношений.
А что насчет команд «сидеть», «лежать», «стоять»?
Вы заметили, что в видео отсутствуют навыки, которые, как многие считают, являются основой правильного поведения собаки? Почему же Мардж не учит Зипа основным командам?
Хотите верьте, хотите нет, команды (сигналы) сейчас не важны. Зип прекрасно улавливает сигналы к поведению по ситуации. Собаки — гении в этом; они так хороши, что мы даже часто не замечаем этого. Дрессировщик думает, что собака выучила словесную команду, но она на самом деле читает ситуацию. Зип уже научился по умолчанию предлагать посадку (вы можете увидеть ее в упражнении на управление импульсами), зрительный контакт, и уже может правильно ходить на поводке. Словесный сигнал — это просто ярлык, и для него еще будет время.
Автор: Эйлин Андерсон, http://eileenanddogs.com/2014/08/21/second-thing-teach-puppy/
Перевод: «Плохие собаки» http://www.baddogs.by/
Добавить комментарий