Маркеры непоощрения: уменьшаем использование3 мин на чтение

Кажется, у каждого из нас свой подход к использованию маркеров непоощрения (МН, в оригинале non reward markers — прим. пер.) в тренинге. Расскажу подробнее о своём видении. Во-первых, я никогда не использую их во время работы над созданием ценности (шейпинг). Вообще-то я редко использую их при обучении чему-либо. Я могу думать только об одном конкретном использовании МН, и в то же время я могу думать только о двух разных сценариях, которые подтолкнут меня использовать МН в работе со своей собакой.

Не поймите меня превратно: я считаю, что МН являются ценным инструментом, но в своей работе я применяю их очень специфически. Сегодня я расскажу больше о том, чем они не являются.

Как и упоминала, во время стадии создания ценности (шейпинга) я никогда не использую эти маркеры. Я знаю, что мне написали многие, кто верит, что использование МН ускорит обучение и не принесёт никакого вреда. Спасибо за ваш вклад, я ценю ваше мнение, но позвольте объяснить, почему я считаю иначе.

Хотя МН вполне безвредны, всё же это наказание. Все наказания имеют последствия. Даже если это всего лишь лёгкая фрустрация, со временем у неё есть все шансы вырасти и вылиться в поведение, которое вы не сможете предсказать или отреагировать нужным образом.

А в случае с любыми наказаниями я повторяю свою мантру: «Вы должны заслужить право наказать».

Это означает, что прежде чем наказывать, вы должны много раз поощрить желательное поведение.

Например, что если я попрошу вас с помощью шейпинга научить вашего друга выбирать жёлтый мяч из нескольких мячей? Линейное мышление заставит вас посмотреть на группу мячей и сказать: «Пф-ф-ф, ничего сложного, если мой друг возьмёт красный мяч, я просто применю маркер неодобрения, и он возьмёт другой… В конце концов он выберет жёлтый и вуаля, через несколько секунд предъявит правильное поведение… Быстро и безболезненно».

Эти рассуждения могут выглядеть безобидно, и вы можете поспорить, что как разовый инструмент маркер непоощрения является безболезненным. Но (и я брошу вам вызов) мы не просто учим субъекта выбирать правильный мяч, мы на самом деле совершаем нечто гораздо более важное. С каждой задачей, которую мы ставим перед собакой, мы фактически строим наши рабочие отношения.

Я призываю перестать мыслить категориями обучения индивидуальным реакциям как обособленному учебному опыту, а посмотреть вот под каким углом: мы не просто «строим поведение АБВ» — мы формируем восприятие собакой того, как выглядит её жизнь при работе с нами. Каждая сессия имеет значение, особенно ранние; так вы взращиваете свои рабочие отношения.

Вернёмся к нашим мячам. Пусть сессия будет иметь не такой прямолинейный, а более творческий подход. Мы не будем рассматривать введения МН в обучение шейпингом, потому что это будет работа по формированию ценности, мы ещё не заработали права наказывать. Сначала нам надо установить ценность для нашего друга, выбирающего жёлтый мяч. Если будет совершенно необходимо, то наказание может быть введено на стадии проверки ценности.

Итак, как мы формируем ценность? В данном случае простейший способ — убрать жёлтый мяч из группы разноцветных мячей и положить его на стол. Итак, на столе один жёлтый мяч, что позволяет легко поощрить вашего друга взять именно его. Повторите несколько раз, и формирование ценности выбирать именно жёлтый мяч (не отвлекаясь на другие) закончено одновременно с началом построения рабочих отношений, полных энтузиазма благодаря поощрению, получаемому во время успешной сессии.

«Жизнь прекрасна, учиться здорово! Когда мы можем повторить?» — думает ваш друг.

Теперь положите рядом синий мяч: наше обучение теперь на стадии «проверки ценности», поскольку мы оцениваем ценность жёлтого мяча в присутствии синего. Теперь, если будет выбран синий мяч и мы это НЕ поощрим (что является наимягчайшей и, на мой взгляд, единственной приемлемой формой «наказания»), этот выбор будет быстро отброшен в пользу жёлтого мяча, как высоко поощряемого выбора ранее.

Сессия заканчивается быстро, на успехе, без фрустрации и когда обеим сторонам не терпится вернуться к обучению друг друга снова. Теперь, предъявив третий мяч другого цвета, ваш друг на него едва взглянет — настолько высока ценность жёлтого мяча!

Вы преуспели в искомом поведении (выбор жёлтого мяча) и, что важнее, пополнили копилку ваших рабочих отношений!

В следующий раз я обращусь к двум ситуациям, в которых я чувствую необходимость применить МН, и буду рада получить отклики от тех из вас, кто сможет увидеть способ обойтись без них.

Сегодня я благодарна за чудесную откровенную дискуссию. Мы не судим, а просто изучаем возможности. Спасибо всем, кто внёс вклад своими мыслями. Все мнения приветствуются!

Сюзан Гарретт, http://susangarrettdogagility.com/2011/02/non-reward-markers-reducing-the-use/

Перевод: «Плохие собаки».

Комментарии

Добавить комментарий