Не дайте посторонним испортить вашу собаку5 мин на чтение

Сколько бы вы ни вкладывались в дрессировку собаки, все вокруг будто сговорились сорвать вашу работу. Дядюшка Ян любит похулиганить, лучшая подруга дочери разрешает ставить на себя лапы, выгульщик забывает дать лакомство за подход, а сосед до потери пульса гоняется за укравшей его носок псиной — это же так весело!

Мне даже пришлось разработать защитные стратегии, чтобы никто не вредил чётко выверенным планам для собственных и клиентских собак.

Дрессировка проста в теории и сложна на практике. Цель — чтобы собака выполняла разные действия по сигналу. «Сидеть» значит, что она роняет зад на землю, а «ко мне» — что подбегает к нам без промедления. Всего-то и нужно научить собаку понимать сигналы и выполнять их. А вот нюансы (как добиться этого) — дело непростое.

Например: каким способом учить собаку (отбор, наведение, подлавливание)? Как поощрять её: пользоваться безусловным подкреплением (едой, лаской, игрой в перетяжки, новой жевательной игрушкой) или условным (щелчком кликера или сигналом к любимому действию)? Как убедиться, что собака способна реагировать на сигнал в любой ситуации (в т.ч. при раздражителях уровня «белка»)? Сюда же добавим опыт и умения кинолога: как вовремя поощрить, сколько продолжать занятия, когда их заканчивать, как будет прогрессировать собака?

И самое главное — посторонние люди. Из-за них у нас проблемы с дрессировкой: сигналы становятся слабее или теряют своё значение для собаки (разрывается выстроенная в её голове связь между сигналом и желаемым действием). Люди иногда создают новые сигналы, которые вызывают нежелательное поведение.

 

Не отравите сигнал

Научить собаку абсолютно надёжному подзыву (когда она походит каждый раз) — это много месяцев последовательной работы. Мне нравится думать, что для обученной собаки команда «Ко мне!» означает: «Здесь хорошо, но у хозяйки есть что-то получше». В реальной практике этот уровень совершенства — когда собака получает нечто настолько прекрасное, что всегда рада подойти на зов — трудно достижим, но цель — максимально приблизиться к нему.

Многие достигают хорошего подзыва с ненамеренными сигналами. Например, собака прибегает каждый раз, услышав, что хозяин открывает сумочку с лакомствами или берёт поводок. Для неё эти действия связаны с едой или прогулкой, так как есть исключительно сильная ассоциация между сигналом и последующими событиями.

С точки зрения собаки, словесная команда «Ко мне!» редко предвосхищает нечто столь же прекрасное. Частично — потому что против нас играют другие люди: они подзывают плохо обученных собак и не поощряют их. К счастью, вы легко перебьёте случайные нежданчики, если будете чаще подзывать собаку правильно. Но самый настоящий убийца подзыва — тот, после которого происходит что-то неприятное. Сигнал становится отравленным, когда собака связывает его с плохими последствиями и не желает больше реагировать на него. Итак, если собака подбегает к грумеру, а тот принимается стричь ей когти или купать — а собака ненавидит и то, и другое — сигнал будет отравлен. Аверсив может быть явным (крик), а может быть менее очевидным (конец игры).

Употребив сигнал неправильно один или несколько раз, вы вряд ли отравите его. Но повторяющийся негативный опыт — совсем другая история. Так как исправить отравленный сигнал тяжело, лучше всего сменить команду. Да, можно переобусловить неприятную ассоциацию со старым сигналом, но создать связь с новым — гораздо быстрее. Например, «Ко мне!» можно заменить на «Сюда!»

 

Научите новой реакции

Много лет назад я жила в старом сельском доме. Там шёл ремонт, поэтому рабочие оставались с моим псом Багси, пока сама я была на работе. Я знала этих людей, доверяла им и не волновалась о безопасности и благополучии собаки. Вот только рабочие так сильно любили Багси, что их энтузиазм обернулся проблемой.

Каждый их приезд начинался с эмоционального приветственного ритуала, во время которого Багси ставил лапы на людей. Он был большим, и работники получали удовольствие от того, как близко к ним оказывалась его морда. Проблема в том, что мне это не нравилось, ведь до этого я потратила месяцы, чтобы отучить Багси ставить лапы на кого бы то ни было.

И вот спустя неделю я возвращаюсь домой, а моя собака прыгает на меня, причём с большим энтузиазмом! Я, конечно, была рада видеть Багси, но не разделяла его восторга. Мне совершенно не понравилось, что вернулось старое поведение. Кроме того я забеспокоилась, что он может сбить с ног ребёнка или хрупкого соседа-старичка или расстроить людей, которые не желают, чтобы на их одежде красовались отпечатки собачьих лап.

Как профессиональный кинолог (а Багси — моя визитная карточка) я предвидела много неловких моментов в будущем. Если бы он поставил лапы на людей в общественных местах или на групповых занятиях, которые он помогал мне вести, я выглядела бы глупо.  Действовать нужно было немедленно. Я попросила парней не разрешать Багси прыгать на них и объяснила почему, но это не возымело эффекта.

Я заметила, что рабочие хлопают себя по груди, чтобы Багси поставил лапы, и придумала выход. Я научила Багси садиться по этому жесту. Другими словами, лишила рабочих возможности приглашать собаку поставить лапы на грудь, сделав их жест сигналом к усадке. Спустя несколько недель мои усилия окупились. Новичок, который только начал работать в бригаде, сказал, что пытался заставить Багси поставить на себя лапы, но тупая псина не поняла, что нужно сделать! Он реально подумал, что моя собака глупа, потому что она села, а не подпрыгнула. («Ну не-е-ет, это не моя собака не поняла, что происходит!» — с огромным удовлетворением подумала я.)

Чтобы рабочие не придумали нового способа научить Багси прыгать на них, я показала, как можно попросить его приветственно подавать лапу, махать ею или давать «пять» — когда он сидит. К счастью, ребята решили, что эти трюки интереснее, так что в дальнейшем проблем не было.

 

Уникальные сигналы

Когда речь идёт о защитной стратегии, у нетипичных сигналов есть плюсы. Если ваши команды стандартны («сидеть», «рядом», «лежать», «ко мне»), вы говорите «окей» для вывода из позиции, то собака более уязвима для саботажа со стороны других людей. Кто-то может отравить сигнал или сделать его малоценным, постоянно повторяя команду, даже если собака явно не собирается выполнять её. Например, «Ко мне, ко мне, ко мне» или «Фу, фу, фу, фу!» Собака учится тому, что эти звуки ничего не значат, поэтому со временем её тяжелее научить реагировать на них.

Если вы пользуетесь необычными командами или иностранными словами, то защищаете себя и собаку от такой проблемы. Разве часто встречаются люди, которые пытаются пообщаться с собаками по-немецки («аф» — «лежать»), по-французски («иси» — «ко мне») или по-чешски («зустан» — «жди»)? Если вместо «окей» предпочтёте менее употребительное «гуляй» или даже редкие «вольно» и «всё», то никто вам не сможет помешать.

 

Будьте проактивными

Защитные стратегии полезны, но лучше всего работает та, при которой хозяин берёт ответственность за происходящее на себя и делает всё возможное, чтобы контролировать собаку. Мало кто умеет дрессировать, по большей части люди не причиняют никакого вреда. (Если кто-то намеренно вредит дрессировке, то не заслуживает находиться рядом с вами.) Если вы объясните посторонним людям, что делать, то в большинстве случаев они станут вести себя правильно и не создадут проблем.

Итак, управляйте ситуацией. Это может значить: не допускайте посторонних к собаке, особенно в своё отсутствие. Можете просто сказать: «Если собака подойдёт, дайте ей конг с лакомством», — и не забудьте приготовить игрушку.

Если кто-то поощряет вашу собаку утаскивать вещи и играть в догонялки, скажите, что нужно делать вместо этого и почему: «Собака учится воровать ради забавы, а я этого не желаю. Давайте лучше научим её менять носок на пригоршню лакомства».

Если кто-то грубо играет с вашей собакой, скажите: «Не делайте так, потому что собака перевозбудится и начнёт кусаться. Но вот вам её любимая игрушка, поиграйте». Если вас не послушают, то сами предложите собаке игру в перетяжки или скажите: «Когда она так возбуждается, я закрываю её в клетке и даю что-нибудь погрызть для успокоения». Так и сделайте.

Нам не приходилось бы прибегать к таким ухищрениям в дрессировке, если бы мы занимались ею в вакууме, где никто не мешает. Но обычно в реальной жизни нас подстерегают незапланированные проблемы. Они могут расстраивать нас, но всегда есть контрприёмы. В конце концов, именно мы отвечаем за дрессировку своих собак и как можем защищаемся от неудач.

Автор: Карен Лондон, http://thebark.com/content/dont-let-others-spoil-your-dogs-training

Перевод: «Плохие собаки»


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий