В науке о поведении животных антропоморфизм — приписывание животным человеческих эмоций и черт — обычно не поощряется. Это не значит, что поведенщики думают, будто у животных нет эмоций. Конечно есть. Но, к примеру, нет смысла считать, что щенок написал на пол, потому что обиделся на то, что его оставили одного. Вероятнее, он действовал ради собственной выгоды: если устроить «детскую неожиданность» при хозяевах, они сделают страшное лицо и начнут кричать. (Кстати, почему мы называем это «неожиданностью», ведь всё происходит намеренно?)
Как-то мне позвонила потенциальная клиентка. Мы болтали с ней о проблемах её питомца, и она начала говорить что-то вроде: «Ой, мой пёс такой эгоист! Он всё время думает только о себе. Это очень невежливо», — она продолжала в том же духе, пока я не переспросила: «А мы точно сейчас говорим о собаке?» Мы обе рассмеялись, но я была удивлена.
Анторпоморфизм часто не приносит пользы, но есть случаи, когда без него не обойтись. Многие сейчас понимают, что у собак есть чувства. «Пф-ф-ф!» — скажут любители собак. А как насчёт мотивов, которые мы обычно животным не приписываем? Я долгое время интересовалась, болит ли у собак голова. Но никогда не слышала обсуждений и не видела упоминаний в исследованиях и поведенческой литературе. Любой собаковладелец может рассказать: есть у его питомца такие дни, когда он кажется слегка не в себе — и непонятно почему. Вроде ничего особенного не происходит — собаку не рвёт зелёной жижей, она не мотает головой во все стороны — но видно, что что-то не так. Животное может казаться немного раздражительней, чем обычно, менее терпимым к прикосновениям или расчёсыванию. Может выглядеть немного заторможенным, отказываться идти на прогулку или тренироваться. Боже, как я их понимаю. Сама часто страдаю изнурительной головной болью, которую усугубляют стресс и жара. К сожалению, здесь, в Калифорнии, летом очень жарко. Биохимические процессы людей и собак во многом похожи. Почему на них не может влиять стресс и головная боль?
Недавно Стенли Корен рассказывал в Psychology Today о пекинском исследовании. Команда учёных проанализировала частоту обращений с покусами собак в больницу Китайско-японской дружбы. Проведя статистический анализ с выборкой более 42 000 человек, исследователи показали сильную связь меду числом укусов и жарой. Другими словами, собаки в жару агрессивнее. Первое, что пришло мне на ум: «О, всё как у меня!» И у вас так? В жару люди часто капризничают — если только вы не мой муж, которому становится комфортно лишь при температуре 90 градусов (по Фаренгейту; 32 градуса по Цельсию — прим. пер.). Что сказать? Я замужем за ящерицей. Но вернёмся к исследованию… Ещё одно касалось преступности в разных регионах Соединённых Штатов. Оказалось, что на жаркую погоду приходится всплеск преступлений. Снова жара = раздражительность, злость и насилие. Всё просто!
Болит голова? Всё бесит в жару? Для людей это характерно. Почему бы не представить, что на собак жара влияет так же? Если мы примем это к сведению, может, изменятся наши способы взаимодействия с собаками. Если собака во время дрессировки уходит в отказ и не хочет работать, может, есть смысл решить сомнения в её пользу — и вернуться к работе в другой день, а не усугублять? Может, кинологи перестанут назначать занятия с агрессивными собаками в сильную жару, особенно если им надо будет что-то делать в присутствии раздражителя? Короче говоря, может, пора снять шоры с глаз и позволить себе немного антропоморфизма? Это пойдёт на пользу и людям, и собакам.
Автор: Николь Уайлд, https://wildewmn.wordpress.com/2017/06/28/when-being-more-anthropomorphic-might-help/
Перевод: «Плохие собаки»
Добавить комментарий