«Иди гуляй! Что ты сегодня наделал, а? Вот что ты наделал?» — это женщина, стоя на ступеньках дома, выговаривает маленькому шпицу. Он не хочет идти на улицу — там сыро и холодно, но в дом его не пускают: «Что ты смотришь на меня? Ты не понимаешь, что натворил? Ты меня вообще слышишь?» — слова звучат так, будто хозяйка получает удовольствие от своих нотаций.
Возможно, мне показалось. А возможно, я недалека от истины.
Мюррей Сидман, автор книги «Принуждение и его последствия», считал, что «наказание поощряет наказывающего». Не факт, что наказание изменит поведение наказанного животного (или человека) в дальнейшем, но мы-то даём выход эмоциям и испытываем облегчение. И это создаёт опасную ассоциацию: гнев — наказание — разрядка.
А вот как это работает с точки зрения физиологии. Американский нейробиолог Молли Кроккетт считает, что склонность к наказанию связана с двумя вещами.
Во-первых, при низком уровне серотонина люди склонны наказывать плохое поведение других. Серотонин — нейротрансмиттер, синтез которого в мозге имеет положительную корреляцию с ощущением счастья[1]. Строительный блок серотонина — незаменимая аминокислота триптофан, которую можно получить только из пищи.
Во-вторых, при сканировании мозга, учёные обнаружили, что в процессе наказания активизируется стриатум (полосатое тело) — зона мозга, где находятся отростки дофаминовых нейронов. Дофамин вырабатывается, когда наш мозг получает ожидаемую награду[2].
В своих исследованиях альтруизма Молли Кроккетт наблюдала два эффекта: «Когда мы временно понижали уровень серотонина [у участников эксперимента], люди были более склонны наказывать плохое поведение. В то же время мы видели, что их стриатум был активнее, когда они наказывали».
М. Кроккетт делает вывод: «Меняя уровни этого трансмиттера (серотонина), мы на деле можем изменить мотивацию и ценность наказания». Всё просто: чем выше у нас уровень серотонина, тем меньше нам хочется наказывать и наоборот.
Дефицит или изобилие ресурсов также влияет на уровень серотонина и, следовательно, на склонность наказывать. М. Кроккетт приводит в качестве примера знаменитую психологическую игру: два участника делят между собой деньги. Если оба соглашаются с пропорцией (50% на 50%, 40% на 60% и т.п.), то оба получают оговоренную сумму, если кто-то отказывается, то оба ничего не получают. Эксперименты показали: участники отказываются от денег, когда возникает сильная диспропорция, например, 30% на 70%. Люди готовы проиграть, лишь бы восстановить справедливость. И получают от этого удовольствие.
Возвращаясь к собакам: даже зная, что наказание вредит, многие из нас не могут удержаться от «восстановления справедливости» — ведь это чертовски приятно.
Что делать? Повышайте уровень серотонина доступными способами[3], тогда плохое поведение любимой собаки не так сильно ранит вас.
Ксения Авимова, «Плохие собаки»
Ссылки:
- In vivo measurements of brain trapping of C-labelled alpha-methyl-L-tryptophan during acute changes in mood states. / E. Perreau-Linck [et al.] // J. Psychiatry Neurosci. – 2007. – Vol. 32, № 6 – P. 430-4.
- Why Your Brain Loves Feeling Outraged and Punishing People’s Bad Behavior | Molly Crockett — YouTube [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3z3UoO8JdOo&feature=youtu.be. – Дата доступа: 17.11.2017.
- Young, S.N. How to increase serotonin in the human brain without drugs. / S.N. Young // J. Psychiatry Neurosci. – 2007. – Vol. 32, № 6 – P. 394-9. (PDF: jpn.ca/wp-content/uploads/2014/04/32-6-394.pdf)
Добавить комментарий