Чего я не понимала, заводя собаку (а потом и вторую): жизнь моя больше не принадлежит мне. На 12-15 лет моя жизнь будет принадлежать живому существу, которое никогда не станет самостоятельным. Всё это время я должна возвращаться домой каждый день, чтобы выгулять и покормить собак. Никаких тусовок до утра. Никаких командировок на неделю. Никаких опасных приключений — я должна буду вернуться домой вечером.
Отпуск? Практика? Сначала решить, где и с кем оставить собак. Можно и с собой взять, но дог-френдли гостиниц в разы меньше обычных. И всё это время я должна буду искать компромисс между своими потребностями и потребностями собак.
Что бы я ни делала, куда бы ни собиралась, как бы ни планировала своё время, я подстраиваюсь под своих собак. Когда я устаю, то думаю: может, прав психолог Джон Арчер, назвавший собак социальными паразитами?
Собаки как социальные паразиты
В статье «Почему люди любят своих питомцев?» Арчер предположил, что собаки эволюционировали так, чтобы успешно манипулировать людьми. Именно такая стратегия, которую учёный определяет как социальный паразитизм, и обеспечивает выживание собак как вида.
Все мы знаем, что паразиты приспосабливаются к такой жизни, чтобы пользоваться ресурсами вида-хозяина и ничего не давать взамен. Например, гнездовые паразиты кукушки: эти птицы подбрасывают свои яйца в чужие гнёзда и обеспечивают виду процветание за счёт других видов. Более того, яйца кукушек мимикрируют по окраске в зависимости от вида-хозяина — это одно из приспособлений кукушки как паразита.
Собаки, утверждает Арчер, также в ходе эволюции «научились» вызывать в виде-хозяине (то есть в нас) определённые реакции. Так, инфантильная внешность некоторых пород, чьи морды напоминают детские лица, проявление эмоций, которые мы считаем любовью и привязанностью — всё это вызывает ответную привязанность, а значит, и заботу человека о собаке.
Немного неожиданно, правда? То, что мы принимаем за безусловную любовь — просто продукт совместной эволюции человека и собаки, и наши взаимоотношения основаны на их мимикрии под «детей». Собакам как виду это очень выгодно: не нужно добывать пропитание и спасаться от врагов — заботу о благополучии взял на себя человек. Вся собачья работа — иметь привлекательную инфантильную внешность и быть эмоциональными.
Но имеет ли это значение? Влияет ли знание механизма привязанности на нашу потребность испытывать её? Нет. Какая разница, паразитируют ли на нас собаки как вид — мы ведь не просто тратим (добровольно!) свои ресурсы на собак, но и получаем взамен достаточно, чтобы продолжать заботиться о собаках и заводить новых.
Что почитать по теме:
- Джон Арчер, «Почему люди любят своих питомцев?» (на английском).
- Джон Кац, «Собака, любовь и семья».
Ксения Авимова, «Плохие собаки»
Фото: JacLou DL и Roman Michael Gottfried.
Добавить комментарий