«Пират, сюда!» — если позвать собаку высоким взволнованным голосом, то есть больше шансов получить быстрый и энергичный ответ, чем если произнести те же самые слова в монотонном ключе. Многие инструкторы как минимум в определённых случаях полагаются на манеру общения с собакой, чтобы поднять уровень её возбуждения. Собаки желают работать усерднее и быстрее и выглядят более энергичными во время тренировочной сессии. Но всегда ли наращивание возбуждения приносит пользу? Может, есть случаи, когда это аукнется тем, что ухудшит способность животного решать задачи? Недавнее исследование группы учёных университета Дьюка показало, что в зависимости от эмоциональной реактивности собаки увеличение уровня её возбуждения может оказаться не очень полезным и вообще отрицательно сказаться на её производительности в решении задач (Bray & al., 2015).
Возбуждение можно описать как повышение бдительности, состояние повышенной физической и умственной активности. Состояние возбуждения может быть как положительным, так и отрицательным. Гнев, страх, любопытство, радость — всё описанное является различными состояниями возбуждения. Некоторые тренеры могут эксплуатировать те или иные эмоции, повышающие производительность работы собак. Я писала ранее, что настоятельно не рекомендую пугать животное во время дрессировки, так что сейчас сфокусируюсь на вызове положительных эмоций.
В соответствии с законом Йеркса-Додсона (1908), когда мы повышаем уровень возбуждения, мы также повышаем активность. Исследования на людях показали, что в большинстве случаев гормоны стресса (глюкокортикоиды) помогают нам ответить на изменения окружающей среды за счёт увеличения доступности энергии для разных частей тела. Поскольку наше сердце бьётся быстрее и увеличивается давление крови, мы становимся бдительнее и готовы действовать. Возбуждение также может играть свою роль в обучении, потому что вызывающая эмоции информация запоминается лучше.
Мы все имеем опыт прохождения теста, выступления перед толпой, собеседования при приёме на работу, увлекательной игры и т.д. Повышенное возбуждение помогает нам действовать, держит нас на острие игры. Схожим образом когда собаки возбуждены во время тренировки, они более увлечены, сосредоточены, заинтересованы и любопытны. Они будут быстрее обучаться и лучше запоминать задачи. В результате многие инструкторы вырабатывают привычку разговаривать высоким возбуждённым голосом и упорно работать над тем, чтобы тренировочная сессия была для собаки волнующей и весёлой. И часто это работает.
Как гласит закон Йеркса-Додсона, возбуждение увеличивает активность. Но только до определённой точки. Если возбуждение слишком сильно, активность падает. Более того, для сложных вещей, в зависимости от задачи, могут существовать разные уровни возбуждения, при которых производительность оптимальна. Так что если собаке нужно быть выносливой и быстрой, высокое возбуждение может помочь в этом, но если мы работаем над решением задач, то именно малое возбуждение будет наилучшим. В добавок к этому, как обнаружили исследователи университета Дьюка, в зависимости от темперамента и, конкретнее, от степени возбудимости разные собаки будут работать лучше или хуже при увеличении уровня возбуждения.
Две группы собак сравнивались в выполнении задачи на обход. Чтобы достать еду, собакам нужно было обойти препятствие — V-образную прозрачную перегородку (на видео ниже). Хотя задача и кажется лёгкой, чтобы добраться до еды, расположенной прямо за прозрачный экраном, собаки должны были в первую очередь контролировать своё волнение и удалиться от еды, чтобы обойти перегородку. В условиях низкого возбуждения человек, стоявший за перегородкой и державший еду, звал собаку низким монотонным голосом. В условиях высокого возбуждения человек за загородкой, державший еду, звал собаку высоким взволнованным голосом. Две группы подопытных собак были выбраны для теста из-за разницы в базовом уровне возбуждения.
Одна группа была набрана из собак, рождённых и натренированных для работы в качестве ассистентов. Уровень их возбуждения был низким. Гиперактивные или возбудимые собаки обычно исключаются из программ подготовки ассистентов, так что только животные с более спокойным темпераментом разводятся для этой службы. Их обучают на высоком уровне, навыки подводятся под стимульный контроль, то есть собаки учатся подавлять определённые импульсы и ждать команды, прежде чем действовать. Вторая группа протестированных собак была набрана из домашних питомцев. Хотя они реагировали на человеческие жесты, большинство не проходило занятий с профессионалами (по крайней мере, не на уровне собак-ассистентов). Они по естественным причинам были склонны сильнее реагировать, больше отвлекаться и легче возбуждаться по сравнению с собаками-ассистентами. До и во время эксперимента уровень возбуждения собак замерялся по силе виляния хвостом.
Результаты выявили большую разницу между обеими группами — ещё до начала теста. Собаки-ассистенты заметно меньше виляли хвостами, чем домашние собаки. Просто прохаживаясь по комнате, в которой ставили опыт, домашние собаки были больше возбуждены, чем собаки-ассистенты. Во время эксперимента последние лучше выполняли задание условиях высокого возбуждения, тогда как домашние собаки лучше работали при низком возбуждении. Поскольку собаки-ассистенты в целом спокойнее домашних, они не приходили в такое же сильное волнение из-за высокого голоса человека и были способны найти путь к еде. Как и было предсказано экспериментаторами, домашние собаки не работали хорошо в состоянии сильного возбуждения.
Когда дело доходит до решения задач, люди и собаки лучше всего работают при среднем уровне возбуждения. Если мы недостаточно возбуждены или слишком сильно волнуемся, наша способность работать ослабевает. Это исследование сделало упор на том, что общий уровень возбуждения не только обусловливается ситуацией, но и собаки уже имеют определённый уровень эмоциональности и/или стресса. Если мы будем использовать свой голос и тело одинаково с каждой собакой, то очень вероятно возбудим многих из них сверх меры и повлияем на способность к обучению и решению задач. На уровень возбуждения влияет ряд факторов, как-то: порода, возраст и индивидуальный темперамент. Также известно, что собаки со слабой способностью контролировать свои импульсы имеют пониженный уровень серотонина — нейротрансмиттера, который, как считается, влияет на торможение поведения, и повышенное количество дофамина — нейротрансмиттера, задействованного в активации поведения и связанного с порогом реакции и чувствительности к вознаграждению (Wright & al. 2012). Иначе говоря, многие домашние собаки учились бы и работали лучше, если бы тренировались в решении проблемных задач при пониженном или среднем уровне возбуждения. Этот эффект был ещё более выраженным в случаях, когда собаки, по словам владельцев, были импульсивными и возбудимыми. Их мозг просто не мог решить задачу при высоком возбуждении.
Мы также можем подумать о тех условиях, которые создаём для собак, приходящих на групповые занятия. Многие будут испытывать стресс и возбуждение выше среднего из-за присутствия других собак, звуков, из-за новизны ситуации, запахов и др. Мы ожидаем от своих подопечных, что они будут учиться новым навыкам и сосредоточатся на хендлерах (то есть в основном на хозяевах). Поэтому, чтобы помочь ученикам — и двуногим, и четырёхлапым, — может быть важно поискать способ как провести занятие тихо, в спокойном ключе. Многие инструкторы используют барьеры, чтобы уменьшить волнение от того, что собаки видят друг друга, но также нам нужно подумать о том, как двигаться и разговаривать во время занятия, о том, как долго собаки могут лаять, прыгать, молчать, зевать и т.д.
Хотя нам и хочется, чтобы собаки были бдительными, сосредоточенными и увлечены занятиями, как и вообще в жизни, всё зависит от степени. Слишком слабое или слишком сильное возбуждение может перекрыть способности Шарика думать. На основе этого недавнего исследования мы можем только догадываться, выиграет ли большинство домашних собак от снижения, а не увеличения уровня возбуждения. Бывают случаи, когда высокий возбуждённый голос может оказаться эффективным инструментом, но в остальных случаях мы очень вероятно навредим своим занятиям.
Видео эксперимента:
Дженнифер Каттет, http://blog.smartanimaltraining.com/2015/07/28/why-getting-your-dog-excited-may-affect-your-training-session/
Перевод: «Плохие собаки».
Добавить комментарий