Драйв или не драйв?6 мин на чтение

«Драйв» — одно из тех слов, у которых есть много разных значений, различных интерпретаций и тысяча примеров правильного и неправильного использования. Возможно, я покажусь вам слишком придирчивой к словам, которые мы используем. Я не хочу казаться экспертом в грамматике, но, когда мне говорят «я использую кликинг» или «я кликерист», то это режет мне слух. Неправильное использование терминов, которые касаются того, что мы делаем (или считаем, что делаем), не двигает наше обучение вперед. Непонимание слова или процесса может лишить нас выгодных возможностей, а неправильное употребление может привести к путанице у ученика и недовольству у тренера.
Слово «драйв» используется в отношении людей и в отношении собак, и существуют аналогичные или совершенно разные значения. Мы можем быть «вынуждены» (driven – прим. пер.) работать чрезмерно усердно или быть «доведены» (тоже driven – прим. пер.) до состояния отчаяния. Мы можем использовать это слово в контексте спорта: по гольфу бьют клюшкой (драйвером — прим.пер). На охоте можно «выгнать» (и снова drive – прим. пер.) птиц из кустов. Мы можем «торговаться», «ехать» домой (всё это разные значения глагола to drive – прим. пер.).
Если прибавить все значения слова «драйв», связанные с транспортом, то вы насчитаете не меньше 21 различных словарных определений.
Те определения, которые имеют отношение к нашему случаю, являются существительными: «энергия, амбиции или инициатива», и «мотив или интерес, такие как секс или амбиции». В сфере дрессировки смесь этих двух определений используется для описания собак, которые демонстрируют «сильный драйв» в такой деятельности, как аджилити, движении рядом или игре с игрушками. «Драйв» также может ассоциироваться с агрессией или с сильным инстинктом добычи, но ни одно из этих понятий не нужно связывать с «драйвом».
Бывает, что люди просят меня помочь им с увеличением «драйва» собаки в конкретном упражнении или в отношении тренинга в целом. Это похоже на то, как меня просят научить собаку «вести себя хорошо» или «быть дружелюбной». Расплывчатый характер таких формулировок не может дать нам информации о том, чему обучать, какое именно поведение отмечать маркером/кликом и что именно нужно подкреплять.
Мы можем сократить наш словарь, используя это короткое определение при описании собаки и ее поведения в целом, но это не сослужит нам, тренерам, хорошей службы, потому что для поиска успешных решений необходима точность.
В анатомическом смысле драйв — это хороший толчок, правильные движения задних лап собаки. Такая собака движется свободно, без усилий, передняя и задняя часть сбалансированы за счет желательного хорошего толчка. Собака с недостатками в анатомии толкает себя вперед за счет передней части, особенно на быстрых аллюрах, при этом она часто держит голову низко. Это может указывать на плохое строение или дискомфорт при использовании задних лап. Подробное описание движений утомительно из-за измерений длины костей, углов конкретных суставов, длины бедер и таза. Чтобы узнать, почему не хватает толчка, мы должны определить, каких конкретных углов не хватает, или почему собаке приходится двигаться с очевидным усилием.
Для изучения драйва и его отсутствия в обучении мы должны быть точными в наших определениях и описаниях, что позволит нам сосредоточиться на необходимом тренинге.
Вместо «драйва» бы предпочла использовать следующие термины:
1. УВЕРЕННОСТЬ.
Означает уверенность собаки:
a) В сигнале. Когда собака слышит сигнал, она уверена, что помнит его, поэтому реагирует без колебаний. Это происходит за счет большой практики сравнения сигналов друг с другом, что дает легкость при их различении и сохраняет ассоциации с сигналами в памяти.
б) В том, что собака знает, что делать. Как осуществить действие. Это основано на тщательно построенном обучении всем компонентам поведения. Сигнал должен служить разрешением для начала действия; собака может приступить к решению задачи с уверенностью, зная, что именно от нее требуется, без неопределенности. Обучение уверенности базируется на индивидуальной программе для каждого конкретного ученика и способе, который позволяет учиться без стресса.
в) В том, что она всегда права. Собака должна знать: когда она отреагирует на сигнал, за этим не последует стресса, неуверенности, тревоги или смущении. Она не будет наказана за то, что сделает что-то неправильно, слишком медленно, или за то, что ошиблась, гавкнув, приподняв лапу или показав другое поведение.
г) В том, что усилия будут вознаграждены. Собака обязательно получит подкрепление в той или иной форме. У нее нет страха перед наказанием. Нет никаких «да, ты права, но…»
д) В окружении. Это значит, что если собака отреагирует на сигнал, то окружающая среда не будет противоречить поведению. Если собака идет рядом с хендлером, смотря ему в глаза, то собака должна верить, что не врежется при этом в препятствие. Если собака идет рядом с вами мимо другой собаки, она должна быть уверена в том, что другая собака не нападёт на нее.
Мы также являемся частью окружающей среды, поэтому мы не можем менять правила для собаки в зависимости от того, где мы находимся, кто на нас смотрит, насколько мы нервничаем или невнимательны. Собака должна верить, что мы не станем другим человеком, если вдруг почувствуем смущение.

2. ПОДГОТОВКА
а) Собаке хватает физической подготовки. Она находятся на пике формы для выполнения нужных задач. Мышцы развиты, собака работает свободно и легко, достигая нужного результата; она вынослива и не имеет травм.
б) Собака морально готова. Обучение собаки включает: тренировку концентрации, психической выносливости, которая помогает переносить несущественные для обучения раздражители, контроль над возбуждением и энергией, которая направляется в нужное время для достижения правильной цели. Собака не теряет лишней энергии. Она может различать, когда требуется интенсивная концентрация, а когда — расслабленное внимание.
в) Собака правильно обучена. Учебный план позволяет собаке достичь опыта, которого более чем достаточно для успешного выступления или выполнения задачи. Обучение включает достаточное количество ментальной нагрузки для того, чтобы держать собаку занятой и умственно активной.

3. ОСНОВЫ
Существуют определенные физические и психические навыки, необходимые для выполнения конкретных задач.
Собаке, которую готовят для работы, нужен опыт выполнения задач в различной обстановке, что дает стабильность в сигналах, подкреплении и шансах на успешное выполнение. Надежные снаряды, которые не подведут собаку; поверхности, которые не представляют для нее опасности. Собака начнет испытывать доверие к среде и генерализует свои навыки.
Поэтапное обучение, которое строит сложные навыки на основе четкого понимания. Независимо от того, готовим ли мы собаку для короткой и интенсивной работы или для более длительных периодов легкой нагрузки, какие-либо пробелы в обучении основам будут недопустимы.
Опыт, который дает много, много разнообразных воспоминаний о достигнутом успехе, понадобится собаке, когда она столкнется с трудностями. Гибкость в обучении дает силу, а не неопределенность.
Мне говорили не один раз, что мне повезло с моими «драйвовыми» собаками. [Сжимаю зубы, раздуваю ноздри]. Эти собаки не просто взяли и очутились перед моей дверью в один прекрасный день и не упали с неба в состоянии «драйва».
Да, они легко возбуждаются в ответ на конкретные раздражители. Это может быть их преимуществом или недостатком. Я провожу большую часть своего времени в обучении, направляя их возбуждение так, чтобы это было взаимовыгодно. Это означает, например, что они могут выплескивать энергию, как только их отпустили побегать по площадке, но никак не раньше.
Да, они очень стараются достичь успеха в том, чему учатся. (Благословенна дрессировка в мире положительного подкрепления…) Они не могут ошибаться. Так или иначе все обучение, все их усилия, все открытия будут вознаграждены. Это дает им огромное желание стремиться, исследовать, помнить и слушать.
Да, они всегда готовы тренироваться. Это следствие их естественного желания конкурировать с товарищами и любви к общению со мной, которая служит особой приправой для обучения. Каждый день мы с собаками учимся тому, как быть напарниками: мы постоянно узнаем друг друга лучше, становимся друзьями и выясняем, что нам нравится, а что не нравится.
Я не тренирую слишком много: 2-3 занятия в неделю плюс спонтанные игры и общение. Сессии короткие, интересные и в темпе каждой отдельной собаки. Я не сравниваю своих собак с другими и не ожидаю, что закончу их обучение за определенный срок или к какой-то дате. Я могу быть мотивирована отмеченной датой в календаре, но собаки мотивированы только настоящим моментом.
Да, они доверяют своему окружению. Я не стану просить собаку делать то, что может быть опасным или то, к чему собака не готова полностью. Если бы я вдруг решила привести своих собак в школу, чтобы все могли их гладить, сколько захотят, то я бы как следует подготовила собак к такому событию.
Да, они выглядят здоровыми, быстрыми и сбалансированными. Я буду вкладывать свое время в фитнес для них — безо всяких быстрых способов или завышенных ожиданий. Я буду намеренно развивать их в том, чем они хороши, а не в том, чего им будет очень трудно достичь.
Если вы возьмете эти три ингредиента и прибавите щедрую порцию времени, то драйв появится сам по себе.
Собакам, которых я сейчас тренирую, повезло: я получила много опыта в прошлом. Благодаря собакам, от которых я ожидала слишком многого и которым я не могла дать нужной подготовки. Собакам, которым я благодарна за то, что они терпели мои недостатки, о которых я теперь в курсе. Собакам, требовавшим от меня быть последовательной в разных условиях и научившим меня управлять своими собственными эмоциями.
Не существует короткого пути к созданию великолепных собак, которые могут выступать в спорте или работать с нами каждый день. Уверенность друг в друге — это двусторонний канал связи и прямой результат времени, вложенного в тренинг и общение друг с другом. Существует особое чувство партнерства с собакой, будь то в горах на снежном склоне, на соревнованиях перед аудиторией в 300 человек или при съемке видео, которое вы сохраните навсегда.
Принудительное или псевдообучение для «драйва» может привести к возбуждению в сочетании со стрессом, которое неприятно выглядит и не стоит того, чтобы добиваться его в тренинге .
Тренируйте собаку так, чтобы добиться абсолютной уверенности; используйте всестороннюю подготовку, построенную на хорошей базе.
Пусть уверенность, время и опыт взрастят врожденные способности собаки. Они не подведут.

Кэй Лоуренс, https://kaylaurence.wordpress.com/2014/12/18/to-drive-or-not-to-drive/

Перевод: «Плохие собаки».


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий