Интервью Павла Ваконича для BadDogAgility.сom9 мин на чтение

12189676_886446121408749_7288078509885506737_n

Вопросы задают Сара и Эстебан.

Сара: Сегодня у нас очень интересное интервью! С нами новоиспеченный чемпион мира по версии FCI — Павел Ваконич. Он вошел в историю как первый хендлер, выигравший и серебро, и золото на чемпионате мира в одной ростовой категории (конечно же, с разными собаками). Павел бежал с двумя собаками в категории Large.
Павел, расскажите нам немного о себе. Давно ли вы занимаетесь аджилити, какой породы была ваша первая собака?

Павел: Я занимаюсь аджилити 11 лет. Моя жена Мартина начинала заниматься аджилити со своей первой собакой, немецким пинчером. Она была очень умной, но не очень быстрой, поэтому со временем мы решили взять еще одну собаку, гладкошерстного фокстерьера Вивьен. С этой собакой я ездил на чемпионат мира 2006 года в Базеле. В то время у нас было только 2 собаки — пинчер и фокстерьер. На чемпионате мира я увидел много очень быстрых собак и классных хендлеров, например Сильвию Тркман и ее пиринейскую овчарку. Тогда мы с женой захотели взять быструю собаку для аджилити и купили нашу первую шелти, Циру.

С: Понятно. Ваш фокстерьер был миди или смолл?

П: Вивьен была миди.

С: Кроме фокса в миди вы захотели завести собаку для категории смолл?

П: Да. В Базеле у меня были чистые забеги, но пробежал я, кажется, на 2,5 секунды медленнее, чем победитель. В результате я был только на 20-м месте. Мы хотели завести более скоростную собаку, поэтому решили взять шелти для категории смолл, потому что шелти — легко обучаемые и быстрые собаки.

С: Да, я заметила, что в этом году вы бежали сразу с двумя шелти. Т.е. на чемпионате мира вы выступали с четырьмя собаками сразу?

П: Да! Я бежал с четырьмя. И на European Open в этом году я тоже бежал с четырьмя.

С: В начале интервью я не упомянула о том, что вы родом из Словаки. Расскажите нам об аджилити в вашей стране. Пользуется ли оно там популярностью?

П: Да, я из Словакии. Это небольшая страна, здесь не очень много спортсменов. Я точно не знаю, но мне кажется, что у нас около двухсот спортсменов активно выступает в аджилити. Но, конечно, много людей в Словакии занимается аджилити просто ради развлечения, не участвуя в соревнованиях.

Эстебан: Мне кажется, Сара забыла спросить, когда вы завели бордер-колли, сколько им лет и родственники ли они.

П: В 2008 году мы взяли шелти Циру, через 2 года Диану. Но моя жена Мартина хотела завести собаку побольше, она мечтала о бордер-колли, поэтому в 2011 году мы взяли Фиону. Бордер-колли была собакой моей жены. А еще через 2 года, в 2013 мы купили Икею, которая уже была моей собакой.

С: Но как же получилось, что вы бежали со всеми?

Э: Он украл их! Смайлик «smile»

П: Да! Смайлик «smile» Но нет, нет, нет. Все из-за того что Мартина считала, что я как хендлер лучше и быстрее, поэтому она отдала мне Фиону, чтобы я мог сам с ней тренироваться. Это было забавно. Мартина вырастила Фиону со щенка и тренировала ее сама, а я начал бегать с ней только когда ей исполнилось 1,5 года. Поначалу Фиона вообще не хотела со мной бегать, потому что тренировалась раньше только с Мартиной. Он смотрела на меня как будто говоря: «Ну что ты хочешь от меня?» Но время шло, я пытался снова и снова, и в конце концов Фиона без проблем начала работать со мной. Мы стали участвовать в соревнованиях, а затем поехали на ЕО и ЧМ.

С: Вы упоминали, что своему успеху во многом обязаны жене, которая вложила очень много труда в ваших собак.

П: Да, это правда, но я тоже работал с собаками. Например, Цира была моей собакой, я тренировал ее с самого начала, а Диана была собакой Мартины, она тренировала Диану. Фиону сначала тренировала Мартина, потому что Фиона была ее собакой, а с Икеей я начинал сам. Но когда я выступал на соревнованиях с тремя собаками сразу и готовился к прошлогоднему ЕО в Венгрии и ЧМ в Люксембурге, мне приходилось тренировать всех трех одновременно. Икеа тогда была очень молодой, поэтому Мартина тренировала ее, например, обучала зоновым и слалому.

С: Как в Словакии выбирают команду для выступления на ЧМ и ЕО?

П: В Ассоциации Аджилити Словакии в ноябре каждого года мы проводим встречу, где согласовываем условия на следующий год. Например, в этом году отборочные лично для меня были очень легкими, потому что нужно набирать баллы и бежать чисто. Вы выбираете любые соревнования, в которых будете участвовать, не важно, проходят они в Словакии или в Австрии или Венгрии, например. Если вы бежите чисто на больших соревнованиях, то баллы считаются так: количество пар за вами минус количество пар лучше вас. Нужно 6 забегов, четыре из которых должны быть аджилити. Вы набираете баллы, а в июне после квалификационных соревнований лучшие пары могут быть допущены к ЕО или ЧМ.

С: Получается, что допуск основан только на количестве баллов или есть какой-то комитет или судья, который отбирает спортсменов?

П: Конечно, есть такой отбор. Только 2 лучших собаки в категории выбираются для индивидуальных и командных выступлений, а еще выбирается капитан команды. Например, в этом году я был первым и вторым в категории Large c Икеей и Фионой, и также в Small с Цирой и Дианой, поэтому отборочные для меня были очень легкими.

Э: Понятно. Интересно, что Словакия в командном зачете по аджилити и джампингу показала не самый лучший результат. Расскажите нам о своих забегах в командном зачете и о мыслях во время подготовки к индивидуальным забегам после командных.

П: Верно, в этом году наша команда выступила не очень хорошо: у меня были снятия с джампинга. Думаю, что трасса для командного зачета была довольно сложной. Я допустил 2 одинаковые ошибки с обеими бордер-колли в джампинге, поэтому снялся. В аджилити у меня был чистый забег с Фионой, и, кажется, много штрафов с Икеей. Я думаю, что это случилось оттого, что Фиона и Икея совершенно разные собаки. Фионе нужна поддержка голосом от меня, а Икея драйвовая, очень быстрая собака, которую я должен вести по трассе молча. Если я зову Икею как Фиону, я совершаю большую ошибку: тогда Икея несется во весь опор, не обращая внимания на зоны и барьеры… Поэтому у меня с ней было 3 ошибки в командном аджилити. Но с шелти я пробежал джампинги чисто, а аджилити чисто только с одной из них. Другим членам команды тоже не очень повезло.

С: Как вы готовились к соревнованиям, учитывая то, что нужно было подготовить сразу четырех собак? Как вы организовывали свой тренинг и работу с ними?

П: Мы тренировались четыре раза в неделю. Три тренировки были с другими членами команды, они проходили в нашем клубе, а одна тренировка — в зале, где были только мы и наши 4 собаки. У нас был один час времени, когда мы бегали только с нашими собаками. По выходным мы могли участвовать в соревнованиях или интенсивах в нашем клубе.

С: Так как вы тренируетесь на трассах FCI, чувствовали ли вы себя готовым к таким соревнованиям или у вас был какой-то особый тренинг для ЧМ? Может быть, вы считали, что для участия в ЧМ нужно было улучшить какой-то определенный навык?

П: Нет, я думаю, что у нас не было никакого особенного тренинга. Мы нацелены на ЕО и ЧМ, поэтому иногда мы составляем упражнения на основе трасс тех судей, которые судят ЕО и ЧМ. У нас нет какого-то особенного тренинга перед ними, мы тренируем всё: скорость, повороты, зоны, слалом, входы в слалом…

Э: Вы занимаетесь только аджилити или у вас есть еще какая-то работа?

П: Я хожу на работу каждый день, а аджилити для меня — просто хобби.

С: Вы бежали с четырьмя собаками на ЧМ, и я уверена, что организаторы пытались разделить ваши выступления по времени. Но после того, как вы оказались на 1-м и 2-м местах в джампинге, то в следующем забеге вам пришлось выступать в конце два раза подряд. Как вы справились с этим, смогли ли вообще перевести дыхание? Что чувствовали тогда?

П: Совсем не трудно бежать два раза подряд, у меня такое было не первый раз. На ЕО в Венгрии, например, я бежал два раза подряд с шелти. Если я выступаю в командном зачете и у меня 2 собаки, то я тоже бегу два раза подряд или через одну собаку. Поэтому для меня это было не сложно, я уже так бегал… Бежать нужно всего 40 секунд, это не так уж и тяжело.

С: А что вы думали, когда с одной собакой пробежали обе трассы чисто? Вы уже догадывались о том, что какая-то из них получит золото? Думали ли вы, какая именно победит? Или просто брали и бежали?

П: Нет, я не знал своего результата после того, как пробежал первую трассу с Фионой. Я отвел ее в клетку, потом Мартина дала мне Икею и я бежал с ней…

С: Но что было после всего? Когда вы осознали, чего достигли? Что у вас и золото, и серебро?

П: После моего забега с Икеей, когда результата еще не было на табло, кто-то с компьютером (я не знаю кто) сказал мне, что у меня первое и второе место.

С: Но ведь как ни посмотри, это невероятное достижение! Говорят, что это действительно вошло в историю ЧМ FCI. Мы очень рады и поздравляем вас с этим!

Э: Да, это очень здорово, особенно учитывая то, что собаки совсем разные, как вы упоминали, но выглядели они очень похожими, ваш хендлинг был одинаковым и собаки бежали, как близнецы. Мы смотрели видео, где их сравнивали, накладывая одно изображение на другое, это было очень интересно. Когда вы бежите с ними, чувствуете ли вы, что они совсем разные, хотя выглядят они очень похоже?

П: Да, я смотрел видео. Вы правы, собаки очень разные, хотя мой хендлинг был очень похож. Кажется, только с одним отличием: я использовал смену спиной с Фионой там, где с Икеей я сделал смену лицом. Как я упоминал, Икея быстрее, поэтому иногда мне нужно быть осторожным с ней: ее прыжок длиннее, чем у Фионы, а Фиона хорошо поворачивает, и она старше, конечно. Но мой хендлинг с обеими собаками был по одним и тем же линиям.

С: Читая Фейсбук, мы заметили, что вы еще и судья FCI по аджилити. Как вы считаете, насколько это повлияло или изменило ваш взгляд на аджилити и на анализ трасс?

П: Да, конечно, судейство дает возможность взглянуть на аджилити по-другому. Судье легче путешествовать, т.к. не нужно брать с собой собак. Я вижу многих спортсменов из разных стран. Теперь я точно знаю, что простоять на трассе несколько часов на солнце или под дождем в полной концентрации намного сложнее, чем просто пробежать 40 секунд. Конечно, я постоянно учусь. Например, когда я ставлю какую-нибудь трассу с интересным моментом, то жду от спортсменов какого-то определенного хендлинга. Если чей-нибудь хендлинг оказывается интересным и неожиданным, то это полезно для меня, потому что учит чему-то новому.

Э: Интересно. А что вы думаете о трассах аджилити на ЕО сравнительно с трассами на ЧМ? Какие из них считаете более сложными?

П: Мне трудно ответить на этот вопрос, я не уверен… Особенность ЕО была в том, что там было 4 трассы, которые я бежал с 4-мя собаками, а разминка была утром, так что я должен был запоминать трассы очень хорошо… Покрытие было очень сложным (песок), сильная жара… ЕО были сложными соревнованиями. Возможно, даже несмотря на то, что трассы были проще на ЕО, бежать их было сложнее, чем трассы на ЧМ. Потому что на ЧМ прекрасное покрытие, сами соревнования проходят в помещении, и не имеет значения, жарко ли снаружи идет ли дождь. На ЧМ есть возможность полчаса смотреть на то, как ставят трассу, после чего ты идешь ее учить, а потом бежишь. На ЧМ легче, чем на ЕО. Я думаю, что некоторые трассы были проще на ЕО, а некоторые — на ЧМ.

С: Интересно то, какая разница была в окружении. ЕО оказался труднее из-за психического напряжения от необходимости запоминать 4 трассы вместо того, чтобы учить и бежать одну за другой. Вам нужно было хорошо концентрироваться…

П: Да, это так, но со мной это не первый раз. Я уже был на ЕО в прошлом году с тремя собаками сразу. Смайлик «smile» И я тренировал их. В этом году трассы были чуть полегче, но из-за жаркой погоды их было тяжело бежать.

Э: Как Вы считаете, участие в таких соревнованиях как ЕО с несколькими собаками помогло вам подготовиться к ЧМ? Вы говорили, что бежать на ЧМ было не так уж и тяжело, поэтому вы не нервничали?

П: Да, на этом ЧМ я не чувствовал никакого стресса. Перед своим финальным забегом я был сконцентрирован только на трассе. Большое спасибо моей жене за то, что она готовила наших собак к выходу в ринг, а я просто бежал с ними. Наверное, я бы хотел, чтобы у меня было немного больше времени между забегами с Фионой и Икеей. Тогда я бы не делал ошибок на трассе и не называл Икею Фионой 🙂 Но ей было все равно, она смотрела на меня и бежала. Это было единственной проблемой с моей концентрацией, а остальное было отлично.

С: Мы еще раз поздравляем Вас с этим чудесным достижением! Напомните нам, какая из собак пришла первой, а какая второй? Вы же помните, верно?

П: Да, золото у Фионы, а серебро у Икеи. Но в джампинге Икея была быстрее Фионы.

С: Получается, Фиона со второго места в джампинге перешла на первое в общем зачете.

П: Да. Икея быстрее Фионы, но в аджилити с ней у меня была небольшая проблема после качелей, где я потерял время… Она хорошо прошла качели, поставила лапы на зону, но потом повернула не в ту сторону, из-за этого мы потеряли немного времени… Вы можете посмотреть видео, там хорошо видны зоны у Икеи, которым её научила Мартина. Они идеальны, Мартина очень гордится ими.

С: Ваши собаки от одного заводчика? Кто это?

П: Да, их заводчик Мирья Лапанья (Mirja Lapanja), питомник Shadow of Aire.

С: Наверное, у нее будет много звонков от тех, кто захочет взять бордер-колли.

П: Да, наверное, и мы возьмем следующую собаку там.

С: Ваши собаки, Икея и Фиона, родственники?

П: Нет, нет, у них разные родители. Отец Фионы из Италии, это Фетч, а мать — Крис. Отец Икеи — Соник, он из Японии, а мать — Витч.

С: Интересно, что собаки совершенно разного происхождения, но от одного заводчика, получили золото и серебро. Наверное, у нее будет очень много звонков!
Мы хотим поблагодарить вас за то, что согласились уделить нам время, несмотря на разницу в часовых поясах. Нам было очень интересно узнать об аджилити в других странах. Еще раз поздравляем! Спасибо!

П: Спасибо большое! До свидания!


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий