Собаки умеют заражаться нашим стрессом и эмоциями. Учёные считают, что это такая примитивная форма эмпатии. В общем, ничего удивительного: мы испытываем эмоции, собаки испытывают эмоции. Интересно другое: а может ли хозяин внушить собаке нужные эмоции – по требованию?
Побуду капитаном Очевидность: единственный надёжный способ передать собаке какую-то эмоцию – это испытать именно её. А чтобы не передавать ненужных эмоций – не испытывать их. Попробуем разобраться, возможно ли это в принципе.
Как происходит эмоциональное заражение
Можно ли вызывать эмоции с помощью мимики?
Эмоциональное заражение у собак
Можем ли мы заразить собак своими эмоциями?
Как происходит эмоциональное заражение
Встречаются две собаки. Одна радостно виляет хвостиком и приглашает к игре – и вторая, до этого спокойная, тоже приходит в радостное волнение и принимает приглашение поиграть. Произошёл перенос эмоций с одной собаки не другую.
Эмоциональное заражение называют примитивной формой эмпатии. Слово «примитивная» – это не какое-то ругательство, оно означает простое свойство, которое не требует наличия у животных теории разума (theory of mind). Эмоциями могут заражаться и люди (довольно высокоразвитые существа), и аквариумные рыбки (те, у которых и память короткая, и вообще они мало похожи на нас).
При этом во время эмоционального заражения одно животное (или человек) имитирует выражение лица того, чьими эмоциями заражается. Это неосознанный процесс и очень быстрый (реакция развивается меньше чем за секунду). Получается, что мы смотрим на улыбающегося человека, улыбаемся в ответ – и заражаемся его радостью.
Эмоции проявляются в поведении и мимике, в телесных реакциях (пот, слюнотечение, дрожь и др.). Когда нам радостно, мы улыбаемся, прыгаем на одной ножке и всё такое. Когда страшно – дрожим, пытаемся убежать, на лице появляется соответствующее выражение. У животных в общем всё то же самое.
Дарвин в 1872 году предположил, что эмоции не зависят от сознания, и многочисленные дальнейшие исследования это подтвердили [1]. Самое интересное, что даже когда мы смотрим на изображение улыбающегося человека, то реагируем на него по-настоящему. Меняется не только выражение лица, но и, например, диаметр зрачков (это полностью автономная реакция: их нельзя осознанно сузить или расширить).
Исследования мозга показали, что в нём существуют зоны, которые активируются и «выдают» эмоции в ответ на разные стимулы – то, что мы слышим, видим, осязаем.
Можно ли вызывать эмоции с помощью мимики?
В некоторых случаях да.
Физиологи и психологи знают про неосознанную имитацию одним человеком выражения лица другого человека. Это быстрая (развивается в первые 500 миллисекунд после взгляда в лицо), спонтанная и неосознанная реакция. Выяснилось, что это не простое механическое копирование выражения, а процесс именно «примерки» эмоции на себя.
Например, в одном из экспериментов [1] участнику дали понюхать неприятный запах – и на лице человека появилось отвращение. За ним наблюдал другой человек, который не мог ощущать запаха. Снимки МРТ показали, что у обоих участников активировались одинаковые зоны мозга, отвечающие за эмоцию отвращения. То есть и наблюдатель испытал отвращение.
Получается так: видим эмоцию – копируем выражение лица – испытываем ту же самую эмоцию. В одном уже довольно давнем эксперименте людям предлагали улыбаться во время просмотра комедии – и фильм показался им смешнее.
Объясняется это тем, что при сокращении и расслаблении мимических мышц изменяется кровообращение головы, что и приводит к активизации определённых областей мозга. Получается, что связь эмоциогенных зон мозга и мимических мышц двунаправленная.
Эмоциональное заражение у собак
Собакам тоже свойственно эмоциональное заражение. Например, если одна из них приглашает к игре с помощью специфического поклона и при этом имеет расслабленное лицо, а вторая имитирует это выражение, то их игра длится дольше. То есть собака заражается дружелюбным игривым настроением своей товарки [2].
Собаки умеют заражаться и человеческими эмоциями. Я упоминала пару экспериментов, в которых учёные показали, что собакам свойственна эмпатия в виде эмоционального заражения.
Можем ли мы заразить собак своими эмоциями?
Можем и заражаем. В синхронизации кратковременного стресса у хозяев и собак большую роль играет именно эмоциональное заражение. Есть данные, что невротизм и тревожность хозяев связаны с тревожностью и страхами у собак [напр., 3]. Видимо, эта связь взаимна: тревожные люди воспитывают в собаках тревожность, а потом тревожатся ещё сильнее из-за тревожности собаки.
Можем ли мы обмануть собаку?
Со спонтанным заражением эмоциями понятно: умеем, любим, практикуем. Главный вопрос, можем ли мы внушить собаке какую-то определённую эмоцию. Можем ли мы сымитировать радость и заставить собаку радоваться? Самое главное – можем ли мы притвориться спокойными и тем самым успокоить собаку?
Вот тут всё сложно.
Учёные из Италии решили проверить [4], придут ли собаки на помощь запертому в шкафу хозяину. В одном случае хозяева кричали и делали вид, что испуганы, а во втором – вели себя спокойно. Собаки чаще открывали дверцу шкафа, если хозяин звал на помощь. Также у собак усиливалось сердцебиение, что может быть признаком заражением эмоциями: стресс у хозяев – стресс у собак. Хотя уровень кортизола у собак, чьи хозяева имитировали стресс, не отличался от контрольной группы (хозяева молчали).
Ещё в одном эксперименте, менее драматичном, хозяева смотрели в коробку и реагировали на то, что видят внутри – радостно, равнодушно или со страхом. Собаки лучше распознавали радость, отличая её от равнодушия и страха: они чаще подходили к тем коробкам, содержимым которых хозяева восторгались. Равнодушие и страх они не различали. Авторы эксперимента объясняют это тем, что в жизни собаки чаще сталкиваются с позитивными эмоциями хозяев, чем с негативными [5].
Но второе вполне возможное объяснение – в том, как собаки распознают наши эмоции. В одном эксперименте [6] выяснилось, что собаки различают запах пота радостного человека и испуганного. Учёные собрали образцы пота людей в упомянутых эмоциональных состояниях и поместили носители запаха в экспериментальной комнате. Когда собаки чувствовали «запах радости», они проводили меньше времени рядом с хозяином и больше – с незнакомцем, который сидел в той же комнате. Когда собаки чувствовали «запах страха», они проявляли больше признаков стресса, чем в первом случае и в контрольном тестировании (запах пота спокойного человека). Частота пульса собак тоже была выше, когда они чуяли запах испуганного человека. Это значит, что они распознают эмоции носом, а не только ушами и глазами.
И чем дольше собаки живут со своими хозяевами, тем лучше распознают их эмоции (а эмоции незнакомых людей распознают не так хорошо) [7].
Полагаю, что нет надёжного способа обмануть собаку и сказать ей «Всё хорошо!» – когда вы знаете, что всё не хорошо. Даже если мы пытаемся имитировать страх, собака принюхается и подумает: «Э нет, что-то здесь не так!» – и наоборот.
Fake it ‘till you make it*
Наверное, самое сложное – успокоить собаку, когда она нервничает. Перенос эмоций поможет, если вы тоже будете спокойны. Хорошая новость: когда мы спокойны, то наше тело расслабленно – и наоборот. Мы можем научить собаку расслабляться в прямом смысле при виде нашего спокойствия.
В книге «Гиперактивная собака» Мария Хензе предлагает такое упражнение: «Проследите за тем, чтобы мышцы вашего тела были расслабленны, а лицо выражало расслабленность и удовлетворённость. На некоторых собак такая «игра» воздействует крайне заразительно: достаточно скоро они тоже ложатся и полностью расслабляются. Если собака хорошо научится такой «игре», начните её использовать к ситуациях, когда необходимо быстро расслабиться. <…>
Не забывайте, что даже такая «игра» тоже требует тренировки. Повторив её много раз, вы уже будете знать, как себя вести, чтобы ваша собака быстро успокоилась, а ваша собака научится всё быстрее и точнее перенимать ваше настроение» [8].
Ещё Мария Хензе советует наблюдать за своим состоянием и расслабляться, почувствовав напряжение – так вы научитесь оставаться спокойными почти в любой ситуации.
Когда вы знаете, как вести себя в той или иной ситуации, она не выбивает вас из колеи. Довольно часто владельцы собак, с которыми я занимаюсь, рассказывают на втором-третьем занятии, что им стало легче, потому что теперь-то они знают, как нужно вести себя – и не паникуют, не злятся, не застывают на месте. Самое главное, что и собаки начинают вести себя лучше: это результат и обучения (хозяин буквально говорит собаке: «Давай покажу, как надо делать»), и – почему нет? – заражения эмоциями.
*«Притворяйся, пока сам не поверишь»
Ссылки:
1. Palagi, E., Celeghin, A., Tamietto, M., Winkielman, P., & Norscia, I. (2020). The neuroethology of spontaneous mimicry and emotional contagion in human and non-human animals. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 111, 149-165.
2. Palagi, E., Nicotra, V., & Cordoni, G. (2015). Rapid mimicry and emotional contagion in domestic dogs. Royal Society open science, 2(12), 150505.
3. Pereira, M., Lourenco, A., Lima, M., Serpell, J., & Silva, K. (2021). Evaluation of mediating and moderating effects on the relationship between owners’ and dogs’ anxiety: A tool to understand a complex problem. Journal of Veterinary Behavior, 44, 55-61.
4. Carballo, F., Dzik, V., Freidin, E., Damián, J. P., Casanave, E. B., & Bentosela, M. (2020). Do dogs rescue their owners from a stressful situation? A behavioral and physiological assessment. Animal Cognition, 23(2), 389-403.
5. Merola, I., Prato-Previde, E., Lazzaroni, M., & Marshall-Pescini, S. (2014). Dogs’ comprehension of referential emotional expressions: familiar people and familiar emotions are easier. Animal cognition, 17(2), 373-385.
6. D’Aniello, B., Semin, G. R., Alterisio, A., Aria, M., & Scandurra, A. (2018). Interspecies transmission of emotional information via chemosignals: from humans to dogs (Canis lupus familiaris). Animal cognition, 21(1), 67-78.
7. Katayama, M., Kubo, T., Yamakawa, T., Fujiwara, K., Nomoto, K., Ikeda, K., … & Kikusui, T. (2019). Emotional contagion from humans to dogs is facilitated by duration of ownership. Frontiers in Psychology, 1678.
8. Хензе, М (2015). Гиперактивная собака. 2-е изд. «Догфренд Паблишерс», 151.
Фото Helena Lopes: Pexels