Марк Бекофф и Джессика Пирс ищут истоки морали у животных. Койоты и волки знают, что такое честная игра, и мы можем поучиться этому у них, пишут учёные.
Статья For a Model of Fair Play, Look to Dogs опубликована в спецвыпуске American Scientist (другие материалы оттуда я цитировала здесь и там), ниже – её перевод.
Любой собаковладелец знает, что дворняжки могут учиться правилам поведения в доме – а нарушив их, заискивают, чтобы получить прощение. Но немногие из нас задумываются, почему собаки так остро чувствуют что такое хорошо и что такое плохо. Шимпанзе и нечеловекообразные приматы регулярно попадают в новости: учёные вполне обоснованно ищут у наших ближайших родственников общие черты и находят, например, тягу к справедливости. Мы предполагаем, что сообщества диких псовых могут ещё лучше походить на древние группы гоминид. Изучая собак, волков и койотов, мы обнаружили поведение, которое намекает на зачатки человеческой морали.
В книге Wild Justice мы определяем мораль как набор взаимосвязанных действий, которые культивируют и регулируют социальные отношения. Такие действия, включая альтруизм, толерантность, кооперацию, прощение, взаимность и честность, хорошо видны по эгалитарной игре волков и койотов. Во время игр псовые следуют строгим нормам поведения, и это учит щенков правилам социальных взаимодействий, что в целом полезно для сообщества. Игра также помогает взращивать доверие среди членов стаи, и это делает возможным разделение труда, иерархию доминирования, кооперацию на охоте, выращивание потомства, защиту пищи и территории. Такая социальная организация очень похожа на ту, что существовала на заре человечества (в представлении антропологов и других экспертов), поэтому изучение игры у псовых может подсказать, какой моральный кодекс помог обществам наших предков добиться процветания.
Игра по правилам
Во время игр псы и другие животные энергично кусаются, делают садки, толкаются – другие этого могут не понять. За годы кропотливого анализа видеозаписей один из авторов (Бекофф) со своими студентами показал, однако, что индивиды тщательно соблюдают правила игры, чтобы она не переросла в драку.
Подавайте ясные сигналы. Животные сообщают друг другу, что хотят поиграть, а не подраться или спариться. Псовые приглашают к игре особым поклоном, припадая на передние лапы и оставляя задние лапы прямыми. Поклоны используются практически всегда лишь в игре и являются очень стереотипными (то есть всегда выглядят одинаково), так что месседж «Давай поиграем!» или «Я хочу ещё поиграть!» понятен всем. Даже если индивид после игрового поклона ведёт себя агрессивно, например, скалится, рычит или кусает, его компаньоны лишь в 15% случаев проявляют подчинение или избегание, а это значит, что они доверяют сообщению, заложенному в поклоне: что бы ни последовало после него – это всё ради забавы. Доверие в общении жизненно необходимо для гладких взаимоотношений внутри группы.
Помните о хороших манерах. Животные учитывают способности партнёров и для игры на равных ограничивают себя и меняются ролями. Например, койот может не кусать меньшего, слабейшего игрового партнёра в полную силу, чтобы игра оставалась честной. А доминирующий член стаи может падать на спину (знак подчинения, которого он никогда не покажет во время реальной агрессии), когда приходит очередь низкорангового партнёра «победить». Человеческие дети во время игр ведут себя так же, например, по очереди побеждая в игровых поединках. Когда игра ведётся честно, каждый член группы может играть со всеми, развивая коммуникативные навыки и укрепляя связи, которые удерживают людей вместе.
Признавайте неправоту. Даже если все хотят справедливости, игра иногда выходит из-под контроля. Если животное ведёт себя неправильно или случайно причиняет вред партнёру по игре, то извиняется – совсем как в мире людей. После сильного укуса игровой поклон посылает сообщение: «Прости, что укусил слишком сильно! Но несмотря на это, я всё-таки играю. Не уходи, я буду играть по правилам». Для продолжения игры второй индивид должен простить проступок. И прощение почти всегда следует; понимания и толерантности хватает и во время игры, и в повседневной жизни стаи.
Будьте честны. Извинение, как и приглашение к игре, должно быть искренним. Если индивид продолжает играть нечестно или посылает нечестные сигналы, его быстро прогонят. И это имеет далеко идущие последствия, а не только прекращение игры; например, продолжительные полевые исследования Бекоффа показали, что койоты-подростки, которые не играют честно, часто покидают свои стаи и поэтому в четыре раза сильнее рискуют погибнуть, чем те, кто остаётся со стаей. Нарушение социальных норм, установленных во время игры, не хорошо для передачи своих генов.
Честность, таким образом, можно понимать как эволюционную адаптацию, которая позволяет индивидам формировать и поддерживать социальные связи. Псовые, как и люди, формируют сложные сети социальных отношений и живут по правилам, которые поддерживают стабильность общества, что гарантирует выживание каждого индивида.
Общие правила честной социальной игры – это основа честности между взрослыми. Моральный интеллект, столь очевидный и в диких, и в одомашненных псовых, вероятно, очень похож на тот, что был присущ нашим древним предкам. И, возможно, лишь умение распознавать что такое хорошо и что такое плохо позволили человеческим сообществам процветать и распространяться по всему миру.
Фото обложки: Sebastian Coman Travel.