Love is All You Need (рецензия на книгу Дженнифер Арнольд)3 мин на чтение

Недавно мне в руки попала книга Дженнифер Арнольд Love is All You Need с подзаголовком «Революционный метод обучения собаки, основанный на эмоциональной связи с ней». Прочитав книгу, я подумала, что метод всё-таки эволюционный: к нему нужно прийти, проделав долгий путь.

Дженнифер Арнольд руководит школой подготовки собак-ассистентов и в своей книге рассказывает о том, как от «дрессировки» пришла к «обучению» своих подопечных.

Дрессировка, по мнению Арнольд, это про слепое послушание, которого можно добиться и наказанием, и положительным подкреплением, но Арнольд критикует дрессировку за то, что в обоих случаях собаки оказываются несамостоятельными и тревожными: «Когда ты беспокоишься, правильно ли поступаешь, потому что это отразится на тебе – это довольно сильно давит. Но когда ты беспокоишься, правильно ли поступаешь, потому что боишься разочаровать того, кого любишь, – это давление совсем другого уровня».

В общем, Арнольд с коллегами отказались от формальной дрессировки своих собак и стали учить собак по-другому. Подход под названием bond-based можно перевести как «основанный на эмоциональной связи». Арнольд рассказывает о том, как развивается привязанность между людьми и собаками и о том, как – ещё до всякой привязанности – между нами возникает эмоциональная связь. В этой связи Арнольд видит залог успешной подготовки собаки-ассистента и счастливой совместной жизни с хозяином.

Арнольд предлагает смотреть на собаку не как на робота, который должен беспрекословно выполнять волю хозяина, а как на уникальный вид, который в процессе эволюции научился хорошо понимать нас и, следовательно, хорошо реагировать на наши эмоции – и радость, и негодование, и отвращение, и печаль. С некоторой натяжкой автор приписывает собакам способности к имитации и развитую эмпатию. (Первое не доказано, строго говоря; второе изучается не так давно и данных ещё мало, да и сам феномен очень сложен.)

Почему я говорю про эволюционность, а не революционность этого подхода? Мне кажется, до него надо дожить. Прожить долгую жизнь с собакой, чтобы увидеть в ней личность, попробовать разные дрессировки, чтобы в итоге прийти к главному выводу: синхронизация с собакой, пресловутый контакт с нею возникает не тогда, когда мы научим собаку быстро реагировать на наши команды, а тогда, когда мы можем обойтись без них вовсе.

Так что же Арнольд предлагает вместо дрессировки? Дрессировку. Но это не обидиенс, а обучение базовым навыкам (мишень носом и щекой, как аккуратно брать еду из рук, как быстро останавливаться и ждать, пока подойдёт хозяин, садиться, когда хозяин останавливается и прочие полезные любой собаке навыки). Собаки-ассистенты после школы Арнольд не trained, но educated*. Несмотря на неприязнь Арнольд к оперантному научению и классическому обусловливанию, правильные действия собаки всё же поощряют, но не только и не столько лакомствами. Коль скоро у нас с собакой эмоциональная связь, то наши эмоции имеют для собаки значение. А значит, можно и нужно показывать собаке, как вы гордитесь ею, как рады правильным действиям – и гримасой отвращения можно, в общем, дать понять собаке, что она не права.

Самое главное и ценное в этой книге (и именно поэтому я рекомендую почитать её) – смещение фокуса с послушания на любовь. Любовь определяет наши действия по отношению к собакам. Если мы любим своих собак и видим в них личностей, то нам не нужно вести себя деспотично. Мы не требуем подчинения и отличных результатов по классу обидиенс – нам достаточно, чтобы собака вела себя правильно в разных ситуациях, причём даже не по «команде».

Именно сдвиг в восприятии собаки – не как всегда послушного робота, а как живого существа со своими потребностями – и определяют главный вопрос, который нам стоит задавать себе.

«Мужчина с сыном, страдающим мышечной атрофией Дюшенна, ждали свою собаку несколько лет. Когда мы наконец позвонили им сказать, что есть собака для них, отец и сын проехали сотни миль, чтобы встретиться со своей личной версией Лесси – которая, как они надеялись, улучшит их жизнь. Но отец оказался очень практичным человеком и наш метод обучения сбил его с толку. Он ожидал иного: мужчина хотел узнать команды для управления собакой сына…

Когда мы встретились в моём кабинете, чтобы обсудить ситуацию, раздражение отца было ощутительным. И я понимала его. Абсолютно. Но ещё я знала, что если просто выдам ему список команд… то это серьёзно ограничит потенциал взаимоотношений ребёнка и собаки.

– Что я должен сказать, если собака потянет поводок, а мне нужно будет остановить её? – спросил он.

– «Почему?» – ответила я.

– Потому что собака может перевернуть коляску и навредить сыну, – раздражённо пояснил мужчина.

– Простите мою неточность, – отозвалась я. – Если собака тянет поводок, то, вместо того чтобы дать сигнал остановиться, вы сперва должны спросить себя: почему собака тянет поводок?

Я дала пару секунд обдумать сказанное мной, а затем предложила несколько возможных сценариев:

– Может быть, собаке недостаточно нагрузки, она не может совладать со своим энтузиазмом – и это можно уладить, разрешив собаке немного побегать, прежде чем пристёгивать её к коляске сына. Или, может, собака думает, что гуляет одна, потому что не получает достаточно внимания. Или, может, у неё появилась дурная привычка. В этом случае всё, что нужно сделать вашему сыну – поговорить с собакой и дать несколько кусочков лакомства во время прогулки. Но если я сообщу вам слово, которым можно остановить собаку, вы произнесёте его. Это может временно исправить проблему, но не устранит её причины. Это как наклеить на воспалённую рану пластырь: выглядит, будто всё нормально, но это не так».

Jennifer Arnold Love Is All You Need: The Revolutionary Bond-Based Approach to Educating Your Dog.

*Т.е. не выдрессированы, а образованы, обучены.

Фото: Roman Michael Gottfried


Опубликовано

в

от