Откуда у борзых США появились устойчивые к лекарствам паразиты4 мин на чтение

Почти детективная история. Спойлер: всё дело в собачьих бегах и бесконтрольном применении антипаразитарных препаратов в питомниках борзых.

В 2017-м году к паразитологу и ветеринару Рею Каплану обратились коллеги с просьбой помочь разобраться, почему у собак появляется устойчивость к анкилостомам.

Эти паразитические черви прикрепляются к стенкам кишечника и питаются кровью хозяина. Яйца выходят с фекалиями, из яиц вылупляются личинки, которые попадают в организм другого животного (или того же самого).

С паразитами борются при помощи противопаразитарных препаратов. Выжить не должен никто, но иногда в результате генетических мутаций паразиты не реагируют на яд — и это делает их сильнее потомкам выживших передаётся эта суперспособность. Таким образом со временем в популяции паразитов становится всё больше особей, с которыми современная медицина не может справиться.

Каплан знал, что из-за чрезмерного применения в сельском хозяйстве противопаразитарной профилактики возникли устойчивые к лекарствам паразиты, а благодаря торговле животными —  распространились по всему миру. 

Возможно, тот же самый механизм сработал и у собак, но Каплан не знал, насколько серьёзна проблема. И ветеринар с несколькими своими коллегами провёл серию исследований, в которых докопался до истоков проблемы.

Фото: Artem Sapegin @ Unsplash

Борзые славятся тем, что у них легко вырабатывается не поддающийся лечению анкилостомоз. Ранее в этом винили самих паразитов — они, мол, могут впадать в неактивное состояние и пережидать неблагоприятные времена (например, периоды лечения), а затем снова активизироваться и вредить организму хозяина.

Каплан с коллегами шаг за шагом показали, что дело не в этом.

Шаг 1. Анкилостомоз лечат тремя видами препаратов — бензоимидазолами, макролидами и тетрагидропиримидинами. Вначале Каплан изучил трёх собак, страдающих не поддающейся лечению паразитарной инфекцией. Среди этих собак была борзая Уорси.

Оказалось, что анкилостомы, жившие в кишечниках этих трёх собак, были устойчивы ко всем лекарствам.

Шаг 2. Каплан установил, что не только Уорси, но и живущая в одном доме с нею собака, а также ещё одна борзая, ранее участвовавшая в собачьих бегах, также страдают от устойчивого к лекарствам анкилостомоза.

Шаг 3. Ветеринар заподозрил, что дело может быть в питомниках борзых, которые по-английски называются «greyhound farms» — фермами. И это название лучше отражает то, что там происходило.

В 1990-х годах собачьи бега были крайне популярным видом спорта, и каждый год рождались десятки тысяч щенков борзых. В 1993-м году, например, сообщалось о рождении 39 тыс щенков.

Фото: Michael @ Pixabay

Со временем стараниями зоозащитников популярность этого спорта пошла на спад, многие штаты запретили проводить соревнования, поэтому и количество борзых тоже стало уменьшаться: к 2020-му году на фермах борзых рождалось около 5 тыс щенков. Всего в США сейчас функционирует около 100 ферм.

В лучшие времена на одной ферме могло содержаться больше сотни собак, которые регулярно получали противопаразитарные препараты — независимо от того, были собаки заражены или нет.

В 2019-м году независимо от Каплана ещё один паразитолог Джон Хоудон опубликовал похожий кейс с устойчивыми к лекарствам анкилостомами, обнаруженными у спортивной борзой. Хоудон написал: «Это [давать лекарства на всякий случай] ровно то, чего нельзя делать, если вы не хотите получить устойчивость [к лекарствам]».

И вот картинка начала складываться. Собаки получают антипаразитарные препараты по поводу и без. Некоторые черви выживают и размножаются. Во время тренировок и прогулок собаки испражняются в вольерах на землю или песок, а это отличная среда для развивающихся личинок. Через 10 дней после того как яйцо анкилостомы попадает в почву, вылупившаяся и перелинявшая личинка готова заражать новых хозяев, которые гуляют или тренируются в этом месте. Таким образом устойчивые к лекарствам особи распространяются в собачьей популяции.

Шаг 4. Для проверки этой гипотезы Каплан провёл ещё одно исследование. Он взял образцы собачьих экскрементов из разных питомников — в Техасе, Алабаме и Флориде — и проверил на лекарственную резистентность содержавшихся в этих образцах  паразитов. Результаты подтвердили то, что Каплан уже видел двумя годами ранее у Уорси: паразиты были очень устойчивы ко всем трём видам лекарственных веществ.

Каплан понял, что проблема может угрожать не только спортивным борзым, но и всей популяции американских собак. После того как собачьи бега практически перестали проводиться, заводчики борзых стали устраивать своих питомцев в приюты и семьи. Именно так собаки, несущие в себе суперпаразитов, могли распространиться по всей стране. И как раз с этого времени стала расти популярность собачьих парков — и это идеальное место для распространения инфекционных заболеваний, в том числе паразитических. Согласно двум исследованиям 2020-го и 2021-го года у собак, посещающих собачьи парки, распространённость анкилостомозов на 70% выше, чем в остальной популяции.

У анкилостом известны три гена, мутации в которых дают устойчивость к бензоимидазолам. Для других лекарств такой информации пока нет.

Шаг 5. Каплан вместе со своим коллегой Джоном Гиллиардом проанализировали геномы яиц анкилостом, присланных из диагностических лабораторий штатов Теннесси, Массачусетс, Иллинойс и Калифорния. Эти штаты расположены не рядом. Учёные были поражены результатами: вместо ожидаемых 5-10% заражёнными устойчивыми к бензоимидазолам формами анкилостомы оказалось 49% образцов. Это значило, что почти половина заражённых собак носила в себе суперпаразита, который, возможно, устойчив ко всем трём видам лекарств, а не только к вышеупомянутому.

Шаг 6. История очень показательная, но Каплан и Хоудон призывают не винить и не стигматизировать борзых. Да, удалось установить истоки происхождения суперпаразита у борзых, но он уже циркулирует в популяции, а значит, любая собака может подхватить его и передать дальше.

Фото: Tonia Kraakman @ Pexels

Что же делать, чтобы защитить своих питомцев от анкилостомоза? Ветеринар и бывший студент Каплана Пабло Давид Хименез Кастро рекомендует 4 раза в год сдавать анализ кала собак на яйца глистов и, если таковые будут обнаружены, выполнять все назначения врача. И, что важнее, быстро убирать экскременты своих собак, чтобы не допустить распространения личинок в почве и перезаражения собак. Сами по себе анкилостомы не слишком опасны для собаки, и со временем умрут естественной смертью (если собака не будет постоянно заражаться новыми личинками).

Также Кастро призывает не бояться собачьих парков: в больших городах это зачастую единственное место, где собака может побыть собакой. Просто надо контролировать её здоровье и регулярно сдавать анализы.

По мотивам https://www.scientificamerican.com/article/how-greyhound-racing-drove-the-evolution-of-a-superparasite.

Фото обложки: Herbert Aust @ Pixabay.


Опубликовано

в

от