Постепенное угасание пожилых собак можно замедлить или даже до некоторой степени предотвратить. В этом помогает физическая и умственная нагрузка. Многие из этих упражнений можно делать и дома.
Учёные-этологи из Будапешта обнаружили, что нагрузка — физическая, умственная или сочетание обоих видов — делает пожилых собак более общительными и любопытными.
Известно, что физические упражнения и интеллектуальные нагрузки помогают бороться с когнитивными нарушениями. В исследованиях старения есть гипотеза управляемой помощи пластичности (guided plasticity facilitation). Согласно ей, физические упражнения способствуют пластичности мозга, то есть формированию и перестройке нейронных связей, а интеллектуальные упражнения эти перестройки направляют в нужное русло. Хотя это не точно.
Так вот венгерские этологи из проекта Senior Family Dog Project изучили, как нагрузки влияют на когнитивные показатели пожилых собак. Учёные взяли 109 собак (часть выбыла из эксперимента, поэтому в итоговую выборку попали 72 собаки) и распределили по группам: часть собак получала либо физнагрузку, либо умственную, третья группа — и ту, и другую, а четвёртая группа была контрольной (её ничем не нагружали во время эксперимента, хотя после часть собак прошла тот же курс упражнений, что и остальные). Эксперимент длился 12 недель.
До и после курса занятий собакам предложили выполнить серию из 12 тестов, в которых оценивались разные стороны когнитивных способностей: социальность (дружелюбное отношение к незнакомцам), любопытство (то, как собаки исследуют незнакомые места и предметы), взаимодействие с хозяином (взгляд в глаза, следование за указующим жестом и в принципе интерес к тому, что делает хозяин), продолжительность манипулирования предметами (например, как долго собака не бросает игрушку-головоломку), способность учиться новым трюкам (кликер-дрессировка), решать задачки (искать спрятанное) и др. Из итогов исключили три теста, и их осталось девять.
По результатам тестов выяснилось, что в 5 из 9 общий эффект — то есть улучшение или ухудшение — был меньше 10%, то есть определённые когнитивные способности всех собак, участвовавших в исследовании, за три месяца в целом не изменились — причём независимо от того, занимались ли собаки с тренерами. Например, способность решать задачи или сохранять контакт глазами с хозяином, узнавать новые предметы или тест на память. Такие результаты могут говорить о том, что изменения в экспериментальной группе компенсируются изменениями в контрольной: например, часть собак стала лучше проходить тесты, а часть — хуже, но в среднем — ничего не изменилось.
Однако если сравнивать группы между собой, то те собаки, что получали какую-либо нагрузку, стали более дружелюбными, чем до эксперимента, их способность предлагать новые действия в кликер-играх (гибкость ума) осталась на прежнем уровне, также они стали более любопытными (больше интересовались незнакомыми предметами). Впрочем, они же предпочитали знакомые предметы больше, чем до эксперимента. То есть собаки стали в целом больше интересоваться жизнью. В то же время авторы эксперимента обнаружили, что на результаты тестов влияют и такие переменные, как возраст, базовый уровень активности и возбудимость собак. Чем собака моложе, чем она возбудимее, тем благотворнее на неё повлияют занятия. А если собаки изначально набирали мало баллов в тестах, то спустя три месяца их результаты могли улучшиться просто потому, что для этого был простор.
Некоторые когнитивные параметры ухудшились за три месяца. Например, участники эксперимента в целом стали неохотнее манипулировать предметами.
Помните, в начале я упомянула гипотезу управляемой помощи пластичности? Так вот авторы статьи не смогли её подтвердить. Те собаки, что получали оба типа нагрузки, не превосходили при тестировании тех, кто выполнял только физические или только интеллектуальные нагрузки. Возможно, для согласованности эффектов нужен чёткий график тренировок.
Впрочем, это исследование и так показало пользу нагрузок для пожилых собак.
Что же за упражнения выполняли собаки? Во-первых, в раз неделю они приезжали в зал, где тренировались под руководством сертифицированных физиотерапевтов и кинологов с индивидуально подобранной нагрузкой. Собаки выполняли довольно распространённые упражнения из дог-фитнеса (см. рисунок 1): что-то похожее на кавалетти, упражнения с балансировочными ежами, дисками, мячами. Занятия развивали координацию и устойчивость, выносливость, гибкость. А интеллектуальная нагрузка включала в себя кликер-игры, поиск, апортировку и игру в перетяжки (см. рисунок 2). Всё это было призвано улучшить внимательность и работу при отвлечениях, память, развить обоняние, самоконтроль, гибкость разума (способность быстро решать задачи и переключаться между ними). При этом тренировочные упражнения не совпадали с тестовыми, т.е. собак не натаскивали перед экзаменом. Ещё подопытным животным давали какое-то домашнее задание, но в статье нет подробностей.


Так что вопреки распространённой поговорке старую собаку можно и нужно учить новым трюкам. Даже если старение обратить вспять нельзя, то сделать её жизнь интереснее вполне можно.
Фтото обложки: Anna Dudkova / Unsplash