Порой СМИ рассказывают о страшных случаях нападений собак на детей. У многих есть соблазн обвинить во всём собаку и владельцев (плохо воспитали питомца), у многих — соблазн обвинить во всём ребёнка и родителей (плохо воспитали отпрыска). Как водится, не виноват никто. Потому что это столкновение культур: люди и собаки ожидают одного и того же, но не понимают языка друг друга.
Мы ожидаем, что собаки не будут проявлять агрессию. Собаки ожидают, что мы… тоже не будем проявлять агрессию. Попытки пообщаться собаки вполне себе могут посчитать таковой. Мы же часто первые признаки нервозности не видим, более явные принимаем за желание пообщаться — а желание пообщаться иногда принимаем за агрессию. Например, когда ребёнок быстро подбегает и размахивает руками, некоторые собаки могут посчитать это невежливым. Хрестоматийный случай — нас так и тянет погладить собаку, показавшую живот, а игривый лай и напрыгивания пугают (и боимся мы не того, что собака испачкает одежду).
Дети особенно уязвимы перед собаками, потому что а) не очень хорошо контролируют свои действия и могут быть не понятыми собакой, б) в целом плохо понимают эмоции и сигналы собаки и потому не могут распознать опасность1, в) ребёнка легче сбить с ног, 5) дети ближе подносят лицо к интересным объектам2.
Существует несколько обучающих проектов для детей по безопасному взаимодействию с собаками. Один из них — The Blue Dog, представляющий собой школьный факультатив — оброс исследованиями эффективности, но, судя по всему, заглох: мобильных приложений больше нет, десктопное безнадёжно устарело. Подход, по мнению разработчиков, приносит плоды: дети начинают лучше понимать собачьи сигналы. Хотя на практике эти знания не влияют на поведение детей в рискованных ситуациях3.
Тем не менее, учить детей безопасному общению с собаками нужно — но учитывая особенности детской психики: слабый самоконтроль. Детям приходится терпеливо повторять одно и то же раз за разом, потому что знать-то они знают, а поступают всё равно по своему желанию. Ну и, конечно, показывать на собственном примере, когда (и как) общаться с собакой, а когда (и как) нет.
Некоторые кинологические и благотворительные организации создали обучающие материалы и проводят образовательные мероприятия для детей. Мне, в частности, нравятся плакаты британского кеннел-клуба и благотворительной организации Blue Cross. Последний я перевела. Он будет полезен и взрослым. 😉
Файл в хорошем качестве: скачать.
Фото обложки: Picsea / Unsplash.com
Ссылки:
- http://injuryprevention.bmj.com/content/16/Suppl_1/A173.2, https://www.frontiersin.org/journals/veterinary-science/articles/10.3389/fvets.2018.00257/full ↩︎
- http://injuryprevention.bmj.com/content/16/Suppl_1/A172.4.full.pdf ↩︎
- https://academic.oup.com/jpepsy/article/37/3/272/918204 ↩︎