Хотите идеальную собаку? Чтобы не было никаких проблем с её послушанием, мотивацией и вообще. Без жестокости, регистрации и СМС. Устраивайтесь поудобнее, мы расскажем, как этого добиться. Всё по науке.
Для начала немного истории.
В середине 1960-х молодой психолог Мартин Селигман помогал проводить эксперименты по выработке у собак условного рефлекса на определённый звук. Собаку сажали в клетку, звучал сигнал и животное получало чувствительный удар тока – и так несколько раз. Классическое обусловливание по Павлову. Учёные полагали, что, услышав сигнал, собака убежит. Но всё пошло иначе: когда клетку открыли, собака осталась внутри. Она слышала сигнал, получала удары тока, но не убегала, вместо этого легла на пол, выла и скулила.
Руководитель Селигмана не смог объяснить этого факта, а вот молодой учёный выдвинул гипотезу и стал проверять её дальше.
Он взял три группы собак – две экспериментальные (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольную (КГ). Всех посадили в клетки, животных из экспериментальных групп били током. При этом собаки из ЭГ-1 могли нажать лапой на педаль, тогда удары прекращались (для обеих экспериментальных групп), ЭГ-2 никак не могла повлиять на своё состояние, а собаки из КГ разрядов не получали – их поведение должно было стать эталоном.
Дальше – «Разряд!», собаки из ЭГ-1 ищут и находят способ прекратить экзекуцию, собаки из ЭГ-2 ничего сделать не могут, собаки из КГ радуются жизни.
И вот клетки открыли. Собака из КГ выпрыгнула. Собака из ЭГ-1 выпрыгнула. Собака из ЭГ-2 осталась на месте.
Селигман предположил: невозможность контролировать окружающую среду учит беспомощности. Дальнейшие эксперименты с людьми показали: если человек понимает, что его действия не приводят к желаемому результату, то он в следующий раз не захочет ничего предпринимать. И наоборот: если человек контролирует среду (действия приводят к закономерным последствиям), то он более инициативен и настойчив. Селигман назвал этот феномен выученной беспомощностью.
Это состояние изучали и другие учёные, которых интересовало, как оно влияет на продолжительность жизни. Мадлон Висинтайер определила связь между выученной беспомощностью и иммунитетом у крыс. Животным привили раковые клетки с таким расчётом, что в нормальных условиях (контрольная группа) половина выживет, а половина погибнет. В одной экспериментальной группе крысы могли избежать электрошока, во второй – нет. А потом измерили смертность во всех трёх группах: крысы, которые не контролировали свою среду, умирали от рака в 73% случаев, крысы, которые контролировали свою среду – в 33% случаев, а крысы из контрольной группы – в 46% случаев (Visintainer et al., 1982).
А что у людей? Исследование в американском доме престарелых показало: за полтора года смертность среди тех, кто не мог выбирать, что есть на завтрак, какие фильмы смотреть, какие цветы сорвать с клумбы, оказалась на 30% выше, чем у среди тех, кто мог что-то решать в своей жизни (Langer, Rodin, 1977).
Выученная беспомощность возникает, когда человек или животное не может контролировать среду, в которой находится. Селигман выделил 4 источника этого состояния:
- Отсутствие последствий. Отсутствие реакции на действия собаки – и хорошие, и плохие. Она не получит информации о правильном и неправильном, и будет вести себя так, как ей удобнее: перестанет приносить игрушки, если хозяин не обращает внимания на попытки поиграть, будет постоянно тянуть поводок, если хозяин не реагирует на это и т.д. Сюда же отнесём вялую реакцию на действия, например, когда собаку хвалят шёпотом или слишком сухо. Иногда и сама похвала для собаки ничего не значит и поэтому не даёт информации.
- Однообразие последствий. Бесконечное «нетканье» хозяина. Что бы собака ни сделала, она получит в ответ недовольное: «Нет!» Так можно задавить инициативу даже у самых непробиваемых собак. Потому что у хозяев есть иллюзия: если они скажут «нет», то собака поймёт, что именно этого делать не надо, и предложит что-то другое. И поэтому мы начинаем «неткать» на любое «неправильное» действие. Но проблема в том, что правильный вариант всегда один, а неправильных – сколько угодно. И пока собака переберёт их все, уйдёт много времени. И желание сделать правильно тоже уйдёт.
Постоянное сюсюканье и беспричинный восторг от каждого действия собак тоже могут стать источником выученной беспомощности: зачем стараться заработать поощрение, если его и так в избытке? - Непредсказуемость последствий. За одно и то же действие собаку то хвалят, то наказывают. Классика жанра – когда то поощряют, то выказывают недовольство, если собака ставит лапы на хозяев.
Сюда же относится и ситуация, когда хозяева сначала учат собаку быть настойчивой и активной (обучение с помощью шейпинга), а потом сами же настойчивость подавляют, например, насильно укладывая на бок и удерживая, приучая «не дёргаться». - Асинхронность действий и последствий. Длительные паузы между правильным действием и поощрением: собака села, но пока вы доставали лакомство, успела лечь или встать – тогда вы поощрите именно последнее действие. У собаки не вырабатывается связь между действием и последствиями. Обычно этот пример приводят для иллюстрации ошибок в обучении: если поощрять и наказывать невпопад, то собака не поймёт, чего от неё хотят, процесс затянется. Это приводит и к выученной беспомощности, говорит нам наука.
Если будете умело применять что-то из вышеперечисленного, то получите идеально безынициативную собаку. Она совсем необязательно будет вести себя «хорошо». Напротив, она может вести себя «плохо» и не стараться предложить ничего другого, ведь это бессмысленно.
Предотвратить выученную беспомощность проще простого:
- Установите чёткие правила игры (предсказуемость последствий): получили желательное действие от собаки – поощрили. Не получили – не поощрили (игнор, тайм-аут, просто невыдача лакомства – для собак этого вполне достаточно). И всегда придерживайтесь их.
- Реагируйте быстро (синхронность): поведение нужно отмечать (кликером, голосом, жестом) ровно в ту секунду, когда собака сделала что нужно. И потом есть ещё пара секунд на безусловное подкрепление (лакомство, игрушка, ласка).
- Реагируйте разнообразно: радуйтесь, когда собака сделала всё правильно, огорчайтесь, когда ошиблась. Но не расстраивайтесь слишком сильно, чтобы не испугать собаку. Лучше просто промолчать – она поймёт, поверьте.
А если при этом немного подумать и спланировать обучение правильным действиям, то можно и правда воспитать идеальную собаку – активную, контактную и с хорошими манерами.
Добавить комментарий