Послушная собака: принуждение и насилие в дрессировке собак5 мин на чтение

11057286_1090846477610062_5240755271403131526_n

Когда я учился в средней школе, у меня была подруга, которая частенько повторяла: «Бойтесь своих желаний». Обычно она говорила это во время какого-нибудь бурного обсуждения глупых подростковых занятий без оглядки на возможные последствия. Подругу мою в основном считали занудой, а не голосом разума, но она просто улыбалась и обычно отказывалась присоединиться к нашим бесшабашным авантюрам. Много лет назад, когда я занялся дрессировкой собак и аджилити, я вдруг вспомнил о своей подруге. Воистину «бойтесь своих желаний»!

Мы держим собак на протяжении последних тридцати лет. Из них с десяток или около лет того мы участвуем в соревнованиях по аджилити и другим видам спорта. Вскоре после прихода в аджилити мы изменили своё мнение о собаках и работе с ними. Мы открыли для себя науку о поведении и обучении животных. Не думаю, что мы были готовы к тому когнитивному диссонансу, который испытали, наблюдая за работой некоторых владельцев, и который отразился на нашей истории взаимоотношений с собаками.

Просто сделай это!

«Просто сделай это!» — отличный слоган Nike. Похоже, это общее отношение владельцев, когда дело доходит до их питомцев. Выступает ли собака в соревнованиях по послушанию, или приветствует гостей в доме, некоторые владельцы хотят, чтобы собака «просто сделала это» определённым образом по их требованию. Видимо, это такой подход: собака любой ценой должна выполнить то, чего хочет хозяин.

Двадцать пять лет назад, когда я привёл свою колли на курс обучения собак хорошим манерам, меня учили классическому подходу дёрни-за-поводок-чтобы-собака-выполнила-команду. Я должен был продолжать дёргать поводок, пока собака не сделает то, что я сказал. Примечательно, что это называлась «обучением». Отпинайте восьмилетку, пока он не решит математическую задачу правильно — вот как это выглядело. Такой подход может привести к правильному результату, но обучение ли это в истинном смысле слова?

Дёргая поводок, я применял принуждение. Я давил на собаку, чтобы она продемонстрировала правильное поведение, которое прекратит назойливые рывки за шею. И знаете что? Это работало! Моя собака в конце концов поняла, как избавиться от одной, как она считала, из самых противных моих привычек — рывков. Это и есть насильственная дрессировка: быть неприятным для своей собаки, пока она не сделает того, что я хочу.

Аналогия с охотой

Да, техника рывков поводком служила нам несколько лет, и с её помощью мы научили свою собаку всему. Как правило, тому, чего НЕ НАДО делать. Единственное, что нам было не вполне ясно, это чему ещё научил нашу собаку такой подход. То, что нам досталось в нагрузку, лучше проиллюстрировать примером. Допустим, вы станете палить из пушки по воробьям. И гарантированно попадете в них, но вот сад после этого будет полностью уничтожен.

Знаете, первое, что усвоили мои собаки, это то, что ЛЮБАЯ попытка сделать что-то имеет статистически высокую вероятность вызвать рывок поводка. И поэтому лучшим поведением по умолчанию стало ничего не делать. Действовать только тогда, когда точно знаешь, что рывка не будет. К сожалению, для любой задачи больше неправильных ответов, нежели правильных. В итоге мы получили «хороших собак», которые не делали вещей, которых не должны были делать. Да и просто вообще ничего не делали.

Возвращаясь к аналогии с охотой: мы потратили достаточно пушечных ядер, которые мало что оставили от сада. И от наших собак мало что осталось, после того как мы их задёргали. У нас осталось то, что многие назвали бы очень хорошей собакой. Они не попадали в неприятности, были тихими и послушными компаньонами. Но ещё лучше было бы жить с чучелами, которых не нужно кормить, выгуливать и возить к ветеринару. Это было бы дешевле.

Дрессировка для ленивых

В ретроспективе нетрудно понять, почему мы дрессировали своих собак именно таким способом. Это было легко. Нам нужно было всего лишь обратить внимание и приложить усилие, когда собаки делали что-то, чего мы не хотели. Не нужно было планировать и вырабатывать у них нужное поведение. Мы не отводили на занятиях времени, чтобы попрактиковаться в том, чему хотели бы научить собак. Всё, что мы делали, было лишь «коррекцией», когда они вели себя не так. Это была дрессировка для ленивых.

Существуют сотни оправданий, ведущих к такому способу дрессировки. Всегда кажется, что есть вещи поважнее, чем трата времени на обучение наших собак. Особенно если метод для ленивых производит то, что люди обычно называют «хорошей собакой». Она была бы достаточно плохой, если бы мы остановились на этом, но мы пошли дальше.

Итак, я понял, что рывки за ошейник достаточно неприятны, чтобы произвести желаемый результат. Но если бы нашёлся способ сделать рывки ещё неприятнее, пошла бы дрессировка быстрее? И тогда мы купили строгий ошейник. Ещё больше дискомфорта при каждом рывке — и вам нужно произвести меньшее количество рывков, чтобы добиться желаемого результата. Благодаря продвинутым технологиям двадцатого века нам вскоре стало не нужно утруждать себя рывками поводка. Мы пошли в магазин и купили дистанционный электронный ошейник, способный на всё — от мягкого неприятного жужжания до болезненного электрического разряда в ответ на нежелательное поведение. Просто нажмите кнопку.

Послушность против работы

Да, мы имели и применяли на наших собаках и строгач, и электронный («шоковый») ошейник. В то время мы были очень довольны результатами. Мы по большей части получили то поведение, которого хотели. Наши собаки никогда не нападали на нас и не психовали. Они дружелюбно вели себя с гостями в нашем доме. В целом они были «хорошими собаками» в самом широком смысле слова. До того как мы обратились к научно обоснованным методам дрессировки, мы в полном объёме изучили дрессировку на принуждении.

Существует разница между собакой, подчиняющейся вашим желаниям, и собакой, работающей для вас. Можете сами увидеть разницу. Применяя принуждение, дёргая и тряся собак, мы приучаем их выполнять то, что им говорят, чтобы избежать неприятных ощущений. Собаки необязательно сделали бы что-то, если бы мы не заставили их. Работа — это совсем другое. В ней есть волнение и энтузиазм, которые показывают, что собака хочет сделать что-то для вас.

Когда много лет назад мы начали заниматься аджилити, то к этому времени почти два года дрессировали нашего пса Винса с помощью принуждения. Он очень неплохо выступал в аджилити, но всегда выглядел робким и как будто не в своей тарелке. Так было до тех пор пока мы не вырастили другого пса — Тиру — со щенячества полностью по науке, и тогда только мы увидели, чего не хватало Винсу. Вряд ли дрессировка на принуждении вызвала проблемы у наших предыдущих собак, но она не позволила им раскрыться полностью, как это было с Тирой.

Бойтесь своих желаний
У нас хорошие собаки. Это бесспорно. Но примечательно, на что мы пошли ради того, чтобы заставить их слушаться. Мы получили что хотели, это да. Но мы не знали, сколько потеряли. Бойтесь своих желаний.

Дело не в инструментах. Удавки, парфорсы, электронные ошейники по-прежнему лежат где-то в коробках. Дело в том, как мы используем их. Дрессировка для ленивых. Единственный инструмент, применению которого мы учились слишком долго, — это три фунта влажного серого вещества между ушей. Есть разница между принудительным послушанием и обучением работе. Мы должны сделать выбор — использовать множество способов и инструментов или только один.

Работаем ли мы чтобы воспитать послушность и принять то, что останется в собаках, или обучаем их и даём повод работать? Могу подкинуть послушную собаку, вы всё увидите по её глазам. Рассматривая старые фотография, я знаю, что вырастил не одну такую собаку. Я не совершу этой ошибки снова.

До новых встреч! И развлекайтесь со своими собаками!

Примечание: все фотографии в этой статье — реальные упаковки с электронными ошейниками, лежащими в магазинах. Я в шоке, что они использовали эти фото для упаковки.

Эрик Брэд, http://lifeasahuman.com/2015/pets/the-compliant-dog-coercion-and-compulsion-in-dog-training/

Перевод: «Плохие собаки».

Комментарии

Добавить комментарий