По мотивам вебинара про иерархию: как же воспитывать щенка?5 мин на чтение

«Так как вы советуете воспитывать щенка?» — главный вопрос, который мне задали на вебинаре про иерархию у собак. До этого я два часа рассказывала про современные и не очень взгляды на устройство групп собак, но так и не сказала внятно, как же всё-таки воспитывать собак. Исправляюсь.

Это действительно хороший вопрос: если мы говорим, что прежние взгляды на иерархию собак устарели, то — что взамен? Как теперь воспитывать собак, как вести себя с ними? Очень удобно считать, что собак надо непременно подавлять и «ставить на место», ведь так ведёт себя настоящий хозяин, лидер, доминант. Для этого надо всего лишь… И вот вам волшебная кнопка для этого.

Но это так не работает.

Современные взгляды на структуру стаи волков и собак таковы: в связях между членами группы очень много любви и привязанности. С оговорками, конечно, для разных популяций. Кроме того, собаки руководствуются не только и не столько концепцией доминирования (осознают ли её собаки вообще?), сколько налаживают связи с другими животными по другим принципам. Например, история взаимоотношений влияет на индивидуальный стиль общения двух конкретных собак друг с другом и остальными сородичами. Настроение, состояние, потребность в ресурсе, степень родства — всё это может повлиять на поведение собак: мирно они разойдутся или устроят драку.

Мы контролируем жизнь своих собак, и, как бы ни хотелось думать иначе, наши взаимоотношения не равноправны. Если мы выступаем в роли старших партнёров, то наша задача — создать такую атмосферу, при которой будет развиваться взаимная прочная привязанность.

Быть объектом привязанности мало — хозяин должен стать базой безопасности. Это значит, что щенок будет бежать именно к нему, когда страшно, но при этом знать, что, хоть хозяин и ушёл, он обязательно вернётся.

Для этого нужна самая малость:

  1. Не запугивать собак. Забудьте про «потрясти за шиворот» и «ткнуть носом в лужу». Может статься так, что щенок «научится» не шкодничать, но это случайное совпадение. Гораздо чаще щенки учатся бояться своих хозяев.
  2. Не отучать, а обучать. Одна буква — разные смыслы. В первом случае мы боремся с вредной привычкой, и часто это подразумевает наказание, во втором — учим новой желательной привычке, не совместимой со старым поведением. И это легко можно сделать с помощью гуманных методов.
  3. Быть уверенным. Для этого нужно или учить собаку, или контролировать её с помощью хотя бы поводка. Если ваши прогулки превращаются в бесконечное зафукивание, ругань и побои собаки за провинности, то вы теряете уверенность и превращаетесь в задёрганное существо. Разве такой хозяин может быть лидером? Нет.
  4. Правила. Правила не для собак, а для хозяев. Мы придерживаемся правил не потому, что с их помощью самоутверждаемся и показываем собаке её, а потому, что они делают нашу жизнь комфортнее и понятнее. Когда вы решаете, скажем, что ваша собака больше не должна лежать на кровати, вы точно знаете, во-первых, как реагировать на поползновения, во-вторых — что делать, чтобы собака даже и не пыталась влезть на кровать (ну там двери закрывать, удобное место оборудовать).

Воспитание щенка — это в первую очередь самовоспитание хозяина.

КА,

фото: dsleeter_2000 @ flickr.com