Можно ли поощрением усилить страх6 мин на чтение

Есть такой распространённый миф: не гладьте собаку, если ей страшно, иначе она станет бояться сильнее. Спешу обрадовать или огорчить: это так не работает. Просто люди часто путают эмоции и поведение, которое проявляется при этих эмоциях.

Что такое страх?

Страх — это эмоция, которую животные испытывают, когда нечто или некто кажется опасным, и понимают, что от этого нужно держаться подальше.

В отличие от тревоги, которая может быть нечёткой, словно разлитой в воздухе, страх чаще всего вызван конкретным предметом, человеком или животным, событием. Вообще за тревогу и страх отвечает одни и те же участки мозга, поэтому в специальной литературе эти понятия иногда взаимозаменяемы.

Каким бывает страх?

Страх может быть спонтанным, а может быть выученным. Многие люди и некоторые животные боятся змей, даже если в жизни их не встречали. Я из таких: когда вижу змею на картинке в книге, сразу переворачиваю страницу и надеюсь, что из-под неё никто не выползет. Это спонтанный страх, врождённый: приматы боятся змей, цыплята — хищных птиц, крысы — запаха кошек и т.д. Функция такого страха — заставить держаться подальше от опасности. Те, кто ничего не боится, редко доживают до совершеннолетия и оставляют потомство — то змея укусит, то коршун унесёт, то кошка съест…

Выученный страх — это когда мы тянемся к яблоку, но получаем за это окрик (или удар током — зависит от того, человек вы или крыса) и после этого решаем: яблоки опасны, ну их. Нас научили избегать яблок, потому что они сулят неприятные последствия.

Как можно вызвать страх?

В научных исследованиях у животных иногда специально вызывают страх, чтобы изучить и само состояние, и его последствия, и лекарства от тревоги и страха. Яак Панксепп [1] описывает некоторые типичные модели, которыми пользуются в медико-биологических исследованиях.

Часто для того чтобы вызвать страх, животное наказывали за определённые действия или за бездействие. Например, экспериментатор хочет, чтобы крыса не подходила к поилке. За попытки приблизиться животное бьют током, и через какое-то время крыса не только перестаёт приближаться к поилке, но и начинает бояться её (замирает).

Ещё одна модель выученного страха — когда у животного вызывают фрустрацию, которая может стать причиной тревоги и страха. Например, сначала поощряют, а потом перестают поощрять за что-то.

В обоих случаях животные начинают бояться чего-то, что раньше не вызывало у них страха.

Ещё можно разными способами провоцировать проявления спонтанного страха. Для этого животных просто бьют током, или раздражают участки мозга, ответственные за страх, или пугают громким звуком, или помещают на открытую залитую ярким светом арену, или кладут в клетку клочок шерсти хищного животного, или подсаживают к агрессивным особям. Что общего у этих моделей: животных подвергают воздействию очень неприятных стимулов.

Ни в одной из этих моделей не используют только приятные стимулы — лакомство, игру или общение с другими (приятными) животными.

При чём здесь положительное подкрепление?

Вспомним теорию научения.

Положительное подкрепление — это нечто, что следует за событием и является желанным, вызывает приятные эмоции.

Положительное наказание — это нечто, что следует за событием и является неприятным, вызывает тревогу и страх в результате.

Например, мы хотим, чтобы собака садилась по сигналу хозяина. Собака слышит команду, садится и получает сыр в качестве поощрения. Ей вкусно и приятно — это положительное подкрепление.

Сигналом к усадке может быть что угодно — даже выстрел: собака слышит его, садится, получает сыр. Выстрел — условный сигнал, который сулит подкрепление. А то, что связано с приятными эмоциями, может стать условным подкреплением — то есть выстрел сможет вызывать радость сам по себе. Ну или по меньшей мере не вызывать страха. Так работает контробусловливание: неприятное событие спаривается с приятными последствиями, и животные меняют отношение к этому событию.

Предположим, что собака видит сыр в руке хозяина и тянется носом к ладони. Собака знает: сыр — сигнал к тому, что будет вкусно. Она заранее радуется при виде сыра. Сыр — безусловное подкрепление.

Потом на прогулке собаке бог шлёт кусочек сыра, но бдительный хозяин кричит на собаку — та пугается и отбегает от находки подальше. В следующий раз при виде сыра собака вспоминает: «Ага, из-за этой штуки мне было страшно», — для неё сыр является сигналом, за которым следует наказание. Теперь собака будет бояться сыра.

Если сыр появляется после какого-то сигнала или события, то он продолжает оставаться приятным и желанным лакомством. Если сыр появляется перед неприятным событием, то собака будет считать, что из-за сыра ей плохо — и будет бояться его. Поэтому в теории хозяйская ласка может вызвать страх, но только если за ней следует что-то пугающее, а не наоборот.

Как проявляется страх?

Практически со всеми эмоциями связаны телесные проявления — мимика, жесты, вегетативные реакции (автономные рефлексы, которые не зависят от нашей воли): счастье = смех и улыбки, гнев = сжатые кулаки, поджатые губы и сдвинутые брови, страх = узкие зрачки, потные ладони и дрожь.

Люди вполне могут имитировать эмоции — улыбаться через силу, опечаленно складывать брови — и подавлять мимику. Собаки так не умеют: если жизнь хороша, то они улыбаются.

Самые очевидные проявления страха — одышка, дрожь, слюнотечение, непроизвольное мочеиспускание, паника. Это неосознанные реакции и действия, их никак нельзя контролировать. Они пропадают, когда утихает страх.

Что животные делают, когда им страшно?

Они хотят убежать подальше от опасного места или замирают в надежде «авось пронесёт». Чтобы убежать, надо бежать. Желательно туда, где безопасно: забиться под машину, прильнуть к любимому хозяину, просто бежать по направлению от пугающего звука — чтобы спастись, все средства хороши.

И вот любимый хозяин вместо того, чтобы дать собаке почувствовать себя в безопасности, отталкивает её от себя, боясь подкрепить страх. Собаке по-прежнему страшно, ведь её не защищают, а может, ещё и ругают за трусость. Вспомним: наказание является одним из способов вызывать страх у лабораторных животных. Разве может в таких условиях страх ослабнуть?

Если страх выученный, то собака может отказываться идти туда, где, как она помнит, вчера было страшно и неприятно. И чем ближе подойти к этому неприятному месту, тем отчётливее будет избегание. Кроме того, может появиться комплекс телесных реакций — и это говорит уже, что собака не «упрямится», а что ей действительно страшно.

Можно ли вызвать страх с помощью «поведения страха»?

Эмоции проявляются в поведении и вегетативных (неосознаваемых) реакциях. В позапрошлом веке физиологи Джеймс и Ланге считали, что эмоции — это лишь реакция сознания на физиологические изменения и поведение. То есть нам весело, потому что мы смеёмся, мы злы, потому что бьём другого человека, печальны — потому что плачем. Наверное, те, кто режет лук, должны быть самыми печальными людьми на свете. Эту теорию называют периферической, потому что, согласно ей, именно состояние периферических органов и отделов нервной системы влияет на сознание.

Теорию эту проверяли экспериментально, и выяснилось, что в целом она ошибочна. Например, если не дать головному мозгу получать сигналы от внутренних органов, но при этом показывать нечто пугающее, то у подопытных животных проявляются и эмоции, и соответствующее поведение.

В головном мозге есть зоны, отвечающие за разнообразные эмоции. Для страха это центральная и боковая части миндалины, передняя и средняя части гипоталамуса и часть покрышки среднего мозга — хотя нужно подчеркнуть, что в контроле этой эмоции участвует гораздо больше отделов нервной системы.

Мозг получает сигналы — внешние и внутренние — обрабатывает их и в результате «выдаёт эмоцию», которая, в свою очередь, влияет на работу автономной нервной системы и внутренних органов: изменяется кровообращение, сердцебиение, выбрасываются определённые гормоны, сужаются или расширяются зрачки… Это центральная теория формирования эмоций, и сейчас она является основной, хотя есть и исключения. Например, экспериментально установлено, что «…мимика изменяет кровоснабжение мозга, т. е. может оказывать влияние на структуры, регулирующие эмоциональное состояние» [2], кроме того эмоциогенные структуры мозга получают сигналы от внутренних рецепторов мимических мышц — и вуаля: улыбнулся человек — и почувствовал себя лучше. Про это упоминала Сильвия Тркман [3] в блоге о том, как борется со страхами своих собак.

Я не нашла исследований на предмет того, можно ли с помощью каких-то осознанных действий вызвать страх. Например, начать дрожать или пускать слюну — и почувствовать страх. Это не так-то просто, но вы всегда можете попробовать и рассказать о результатах. 🙂

Можно ли положительным подкреплением усилить страх как эмоцию?

Нет, нельзя.

Эмоцию страха можно вызвать или усилить только напугав собаку. Поведение, связанное со страхом, можно вызвать или усилить ещё и с помощью обучения: если вы будете поощрять собаку за поджатый хвост или попытки забраться к вам на ручки, она станет повторять это чаще. Здесь и кроется источник путаницы: собаке страшно, она забирается к хозяину на ручки — ей становится легче. Она это запомнит и повторит.

Но это не значит, что если не давать испуганной собаке забираться на ручки, то она перестанет бояться — нет, просто она попытается по-другому скрыться от опасности: побежит домой, замрёт на месте или придумает что-нибудь ещё.

Как будут развиваться события, во многом зависит от силы эмоций и от обстоятельств. Бывает так, что через какое-то время собаке становится легче: услышала выстрел, испугалась, через пять минут пришла в себя и спокойно гуляет дальше. Бывает и так, что собака не может успокоиться даже спустя долгое время после страшного события.

Животные могут привыкнуть к действию сильных раздражителей, от которых нельзя избавиться (канонада на каждой прогулке), но это очень изматывает нервную систему. И уж точно привыкание не является единственно возможным исходом такой «тренировки» — если раздражитель слишком силён, то организм не справляется, силы истощаются, собака заболевает.

Так что делать, если собака боится?

Если собака дрожит, она в панике и не контролирует себя, то лучшее, что можно сделать — уйти подальше. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы при этом ласково разговаривать или гладить собаку, если она льнёт и ищет защиты.

Когда собака успокоится, стоит похвалить её за храбрость. А дальше —  самостоятельно или со специалистом учить собаку не бояться.

Литература:

  1. Panksepp J. Affective neuroscience: The foundations of human and animal emotions. – Oxford university press, 2004.
  2. Общий курс физиологии человека и животных: В 2-х кн. Книга первая. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. А.Д. Ноздрачев, Ю.И. Баженов, И.А. Баранникова и др. М.: Высшая школа, 1991.
  3. https://www.baddogs.by/archives/124

Фото: virgmos @ flickr.com


Опубликовано

в

от

Метки: