Если вы всегда дрессировали или обучали животных и людей с помощью аверсивного контроля, то практически невозможно представить, как вы могли бы работать без этих инструментов. На семинарах и лекциях по кликер-тренингу инструкторам часто задают вопросы, начинающиеся со слов: «Я не понимаю, как…» «Я не понимаю, как можно использовать кликер для…» дрессировки охотничьих собак, или собак-поводырей слепых, или охранных собак, или слонов, или молодых правонарушителей — да вообще любых организмов, с которыми работают люди. Все такие вопросы сводятся к одному: «Я не понимаю, как можно дрессировать без твёрдости — хотя бы иногда». «Я не понимаю, как можно дрессировать без наказания».
У педагога-энтузиаста будет соблазн на примерах показать истории преображения. «О да, люди дрессируют охотничьих или охранных собак с помощью кликера — и вот как это можно сделать!» Но чем больше вы объясняете, тем сильнее подпитываете возражения слушателей: «Да, но…» Каждый раз ваши собеседники тычут вас в очередное оправдание, а вы снова и снова подкрепляете их даноканье. Это бесконечный и непродуктивный процесс.
Аргументы любителей наказания также могут отражать их элитизм. «Я управляюсь с крайне сложными животными, умело применяя силу. Очевидно, что вам не нужен такой уровень мастерства, потому что ваши животные средненькие и с ними легко работать. Так что я и моя элитарная популяция учеников не нуждаемся в вашем тренинге». От чувства принадлежности к элите не так-то просто избавиться.
Однажды друг спросил, не желаю ли я провести занятие по кликер-дрессировке в клубе вест-хайленд терьеров; я согласилась. Привезла с собой сумку кликеров, кучу нарезанных сосисок и двух друзей — кликер-дрессировщиков. Вскоре комната наполнилась щелчками кликера. Маленькие белые собачки учились кружиться, делать волну, садиться в зайку, ложиться, лаять и замолкать по команде.
Тут я заметила, что одна женщина сидит в центре комнаты, а её маленький вестик скрючился под стулом. «Почему вы не пробуете? Это же весело!» — спросила я, протягивая кликер.
«Ой, это не для моей собаки», — прямо ответила женщина.
Я подумала: вдруг собака больна и не может есть лакомства — и вежливо спросила: «Но почему?»
«Моя собака из Англии!»
Аргументы типа «моя собака из Англии» я уже слышала от стольких людей, особенно от педагогов. Это может подходить вашим (скучным, обычным) ученикам, но совершенно точно не подойдёт моим (экзотичным, сложным). В ответ на подобное сопротивление я обычно киваю, улыбаюсь и заговариваю с кем-нибудь другим. Такие люди или согласятся со мной, или нет. Я же сберегу силы для тех, кто готов учиться.
Карен Прайор, из книги Reaching the Animal Mind
Перевод: «Плохие собаки»
Добавить комментарий