Серия «Развенчивая мифы», ч.6
Вам когда-нибудь говорили, что заканчивать тренировку надо на радостной ноте? Мне тоже, но в это трудно просто поверить… Я всегда была кошмарным ребёнком, сомневавшимся во всём, что не было хорошо аргументировано. Авторитет аргументов всегда был единственным авторитетом, который я могла признать. А вся остальная аргументация — типа высказываний авторитетов или прописных истин — включали в моей голове красную тревожную кнопку. Думаю, именно это подтолкнуло меня изучать философию, столь мало связанную с собаками. Хотя бы потому, что умение думать и понимать — это сама важная составляющая дрессировки собак.
И чем больше я размышляю, почему кому-то хочется, чтобы вы думали, что заканчивать тренировку надо на хорошем, тем больше я убеждаюсь, что корни этого лежат в недружественных собаке методах дрессировки. Если тренировка — это стресс, то, конечно, её окончание становится наградой, как прекращение пыток — так можно назвать некоторые дрессировочные практики. Но если вы читаете эти строки, я уверена, что это не тот путь, который вы выбрали для своей собаки. Я уверена, что ваша собака ЛЮБИТ работать с вами больше всего на свете и совершенно не считает окончание тренировки поощрением.
Моя подруга сообщила об интересном наблюдении за своей бордер-колли: тренировки по аджилити обычно начинались со связок, а в конце для пущего веселья собака пробегала ещё несколько раз бум (у неё беговые зоны), а хозяйка старалась закончить на очень хороших попаданиях в зону. Через некоторое время подруга заметила, что беговые зоны собаки по-прежнему идеальны в связках, но при выполнении отдельно, как в конце тренировки, становятся заметно хуже. Когда стало совсем невозможно вновь и вновь повторять бум, чтобы добиться хорошего попадания в зону, подруга перестала тренировать бум в конце и начала делать его в начале тренировки — и зоны волшебным образом снова стали идеальными! Поиграв со временем тренировки зон и способами окончания занятий, моя подруга пришла к выводу, что когда собака думает, что тренировка близится к завершению, то начинает ошибаться специально, чтобы снова, и снова, и снова повторять упражнения и тренироваться, а не ехать домой в клетке!!! Да, собаки очень сообразительны! Их головы соображают, а не забиты прописными истинами.
Так что нет, я не думаю, что нужно заканчивать сессию на хорошей ноте. Когда всё получается, я просто очень радуюсь этому. Если всё идёт из рук вон плохо, я быстро заканчиваю работу, возвращаюсь домой и думаю, ПОЧЕМУ так произошло. Не только потому что мне думается лучше, когда я не расстраиваюсь всё больше с каждой неверной попыткой, но и мои собаки не получают шанса повторять ошибку за ошибкой И они также учатся тому, что если не прикладывают усилий и продолжают бить палки, не попадать в зоны или слалом и т.д., то всё веселье быстро прекращается и шанс поиграть снова у них появится только после того, как я закончу свои скучные размышления.
Этот подход настолько логичен, что, должна признать, я часто не говорю об этом своим ученикам достаточно громко и чётко (я ПЛОХОЙ учитель!), так что позвольте сказать громко и чётко сейчас: не нужно заканчивать на хорошей ноте!!! Радуйтесь, когда всё идёт хорошо, когда появляются ошибки, прекращайте работу и обдумывайте их!
У меня была ученица, которая сказала как-то, что накануне заставила собаку пробежать по доске бума много раз, потому что хотела закончить на хорошей попытке, а собака только спрыгивала и спрыгивала с доски. Так что собака до изнеможения попрактиковалась прыгать зоны. Просматривая видеозапись этого занятия, мы увидели, что доска пружинила и с каждым разом всё больше, и пробегая по ней, бедная собака чувствовала себя так некомфортно, что начала пытаться сойти с доски как можно раньше. Если бы хендлер остановилась после первой парочки прыжков, вернулась домой и посмотрела видео, то сразу увидела бы проблему, и к следующей тренировке собака уже забыла бы о неустойчивой доске. Но так как она полчаса учила собаку, что бежать по доске — это некомфортно, то мы должны были вернуться к ковру и заново учили бегать по нему…
Даже больше скажу: когда учите собаку чему-то вроде хождения рядом или трюкам, а собака отвлекается, то просто подождите немного и наградите собаку за то, что она в конце концов уделит вам внимание хотя бы на долю секунды. Так вы научите собаку, что она может выбирать: внимательно смотреть на вас или делать что-то ещё… И обильно поощряете внимание! Если мой щенок отвлечётся, я просто прекращу занятие — мало ли, может, он чувствует себя не очень хорошо. Мы попробуем позаниматься позже. Если щенок стопроцентно сосредоточен на мне, я отвечаю ему тем же, и мы великолепно проводим время. Если щенок хотя бы немного отвлекается, я устраиваю перерыв. Я никогда не обижаюсь, но при этом не буду стоять и просить собаку поиграть со мной. Я хочу, чтобы ОНА попросила МЕНЯ поработать с ней! У неё есть куча вариантов, что делать дома, она может играть с другими собаками, нюхать, убегать… Но вскоре все собаки понимают, что могут заниматься этим 23,5 часа в сутки в любое время. И те полчаса, что у меня есть для них, это нечто особенное, ценное, что нельзя потерять. Так что очень скоро почувствовав, что подошло время тренировки, они все начинают пищать: «Выбери меня, меня, меня!» Если работа спорится — отлично, если нет — тоже хорошо, у меня однозначно есть другой кандидат. И они больше теряют, чем приобретают от плохой работы.
Помните: собаки умны. Возможно, даже умнее, чем мы думаем. Они любят работать со своими хендлерами, так что окончание работы им не нравится. А работа нравится. И если это не так, то вам точно надо что-то менять!
Ещё одно замечание о том, что собаки умнее, чем кажется. Во время преподавания на курсах я заметила вот ещё что: люди очень боятся запутать собаку. Они думают, что им необходимо овладеть одним трюком, прежде чем учить другой, чтобы собака не путалась… И думают, что не могут учить одновременно беговым зонам и 2×2. Удивляются, что я учу собак направлениям «лево» и «право» через вращения вокруг себя: как так, ведь это запутает собаку во время трассы? Да, конечно, это может запутать собаку — но только в первые пару занятий. Ну и что? Понимание достигается через замешательство. Чтобы сделать вывод, надо сначала задать вопрос, и тогда вы по-настоящему поймёте.
Если вы боитесь учить собаку чему-то, чтобы не запутать её, вы похожи на тех, кто боится учить собаку сидеть, потому что думает, что после этого она никогда не сможет встать. Это просто глупо: можно научить и тому, и другому! Вообще-то можно научить всему!
Да, вы можете сделать из собаки тоннельного маньяка, который НИКОГДА не пойдёт в тоннель без команды! Собаки не застревают в тоннелях, и не давать ей носиться по тоннелям, боясь, что она начнёт засасываться в каждый тоннель, который увидит, это то же самое, что не играть в перетягивания из-за страха, что собака не отдаст игрушку… Можно научить и тому, и другому! Вообще-то если вы хотите развивать скорость и драйв собаки, а также фокус на препятствиях, вам на самом деле нужно делать собаку, помешанную на тоннелях! Это идеальное поощрение, которое не вы берёте в ринг — судья ставит его для вас. Ну круто же! Так что обязательно играйте с тоннелями так же, как и с игрушками — обещаю, что вы сможете научить собаку приходить к руке так же легко, как и отдавать игрушку!
Всё получится — просто решитесь и попробуйте.
Сильвия Тркман, http://www.lolabuland.com/2014/05/05/busting-the-myths-6/
Перевод: «Плохие собаки».
Добавить комментарий