Статья, можно сказать, из будущего. Номер журнала Journal of Veterinary Behavior выйдет в номере за март-апрель 2026 г., но онлайн текст уже доступен.
Ветеринары-исследователи из Италии и США провели двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности альфа-казозепина (Zylkene) у собак во время посещения ветклиники. Результаты показали, что собаки, принимавшие Zylkene 6 дней, при посещении клиники больше нюхали (исследовали обстановку) и не так часто пригибались, как собаки, принимавшие плацебо. Однако препарат не повлиял на физиологические проявления стресса.
В эксперименте участвовали 22 собаки разных пород и беспородные. Это были клинически здоровые собаки без проявлений поведенческих расстройств и агрессии. Шесть дней половина из них принимала альфа-казозепин, вторая половина — плацебо. Потом собак привозили на приём ветеринара. Через полтора месяца эксперимент повторили, но первой половине на этот раз давали плацебо, а второй — альфа-казозепин, а потом снова привели в ветклинику.
Исследователи давали собакам время привыкнуть к обстановке (в комнате ожидания и в первые минуты приёма) и кардиомонитору. Во время приёма врач (один из исследователей) проводил рутинный осмотр (ощупывал лимфоузлы, осматривал уши, глаза, зубы, измерял температуру и т.п.). Всё это записывали на видео и после анализировали поведение: исследовательское (собака осматривается и обнюхивает комнату), сигналы примирения, социальное поведение (например, подходит ли к исследователям, виляет ли хвостом), избегающее поведение, одышка, а также позу и положение хвоста и ушей.
Помимо поведенческих признаков стресса учёных интересовала и реакция автономной нервной системы, а именно: частота дыхания и сердцебиения, вариабельность сердечного ритма и температура тела.
И что же оказалось? Собаки, которые принимали Zylkene, демонстрировали меньше постуральных признаков стресса (то, что называют low body posture, когда собака опускает голову, прижимает уши и опускает хвост, словно стараясь уменьшиться в размерах) и больше исследовали (обнюхивали) кабинет по сравнению с теми, кто принимал плацебо. Хотя все остальные поведенческие (одышка, сигналы примирения, социальное поведение) и физиологические параметры значимо не различались. Последовательность приёма препарата и плацебо на результаты не повлияла.
Что тут можно сказать? Исследователи нашли несколько статистически значимых различий в поведении собак, и эти различия умеренные (не слабые и не сильные), но они касаются только части измерявшихся поведенческих переменных — положения головы, хвоста и ушей, а также обнюхивания.
В статье, к сожалению, показали только статистически значимые различия, но было бы интересно взглянуть и на остальные. Например, разницы в одышке не наблюдали, но насколько вообще она была выраженной? Может быть, она и так была едва заметной, и этот показатель не имело особого смысла учитывать. То же касается и физиологических параметров: может быть, они в принципе распределены так, что интерес представляют не средние значения, а максимальные или минимальные. Интересны были бы попарные сопоставления того, как одна и та же собака вела себя после курса Zylkene и плацебо.
Это второй известный мне двойной слепой плацебо-контролируемый эксперимент, в котором изучали эффект кратковременного курса альфа-казозепина на здоровых собак при ветеринарном осмотре. Исследовательская группа из Мюнхена пару лет назад обнаружила слабый успокоительный эффект альфа-казозепина после двух дней приёма Zylkene. Причём на физиологических проявлениях стресса (концентрацию вазопрессина и кортизола в слюне) препарат не повлиял.
Интересен ещё момент с дозировкой. Собаки получали не точную дозу (например, 15 мг/кг), а один из трёх вариантов — капсулу, содержавшую 75, 225, 450 мг, или две капсулы по 450 мг альфа-казозепина в зависимости от массы тела по инструкции производителя. Что это значит? Например, собака, которая весила 9 кг, получала 75 мг, а собака, которая весила 11 кг, — 225 мг, то есть в три раза больше, хотя массы тела различались не насколько сильно. Неточность дозировки (кто-то получает 7,5 мг/кг, а кто-то — 20 мг/кг) может приводить к большому разбросу данных, и из-за этого трудно понять, эффективен ли препарат. С другой стороны, это имитирует реальное применение альфа-казозепина в составе коммерческого препарата: во многих случаях владельцы знают вес собаки весьма приблизительно и дозировка получается «на глазок».
Давать ли собакам альфа-казозепин перед поездкой в клинику или другими запланированными неприятными событиями? Почему нет, но надо понимать, что эффект может оказаться малозаметным. Хотя если есть возможность помочь питомцу легче пережить неприятные события, то стоит ею воспользоваться.
Фото обложки: freepik.com
