Понимает ли собака, что значит слово «сидеть» — или только условный рефлекс заставляет её садиться? В парадигме ассоциативного научения верно второе. Но всегда важен контекст — он меняет всё.
Что такое ассоциативное научение? Это когда собака связывает между собой два события, например, услышав слова: «Пойдём гулять!» — начинает всячески поторапливать хозяина. Когда-то она поняла, что после заветных слов её действительно поведут на улицу.
То же происходит и при обучении послушанию: мы помогаем собаке связать условный стимул (команду «Сидеть») с действием (усадкой), чтобы получить награду (лакомство, то есть безусловное подкрепление). При этом мы не обольщаемся и не думаем, будто наш питомец понимает смысл слов-команд.
Живя с нами и наблюдая за нами, собаки расширяют свой «словарный запас» — количество знакомых слов, которые сулят те или иные события. Чаще всего это происходит оттого, что мы действуем рутинно: просыпаемся в одно и то же время, после завтрака идём на прогулку, вернувшись с работы сидим за компьютером, а в выходные дни просыпаемся позже и выбираемся на загородные прогулки. Мы изо дня в день делаем и говорим одно и то же…
Когда я закрываю ноутбук и потягиваюсь, Федя оживляется и бежит в прихожую: я подала сигнал к вечерней прогулке. Или: пока я не допью утренний кофе, собаки даже не отсвечивают. Зато когда ставлю пустую чашку на стол, они появляются как по команде: теперь, мол, наша очередь завтракать.
Но не всё так просто. Кроме связи стимул-реакция существует контекст, обстоятельства, которые меняют поведение. В частности — невербальные сигналы, которые мы подаём одновременно с командами.
Считается, что собаки могут понимать концепции, заложенные в командах, и обобщать реакции на них в любых условиях, независимо от контекста [1]. Камински, Колл и Фишер полагают, что собакам свойственно схватывать новые понятия при первом предъявлении (это называется fast mapping) [2]. Однако целый ряд исследований доказывает, что собакам в большей мере свойственно различать стимулы, а не обобщать.
Какие же обстоятельства влияют на выполнение команд?
- Высота голоса, которым произносятся команды. По данным Макконнелл и Бейлиса, энергичная речь и повышение тона заставляет пастушьих собак двигаться быстрее. Нисходящая интонация, напротив, подавляет активность [3].
- Индивидуальные особенности речи (не только звуки, но и то, как они произносятся). Собаки лучше реагируют на записанный человеческий голос, чем на синтезированный компьютером. Возможно, потому что искусственному голосу не хватает обертонов, придыхания и т.п. Это вполне согласуется с выводами Фукузавы, Миллза и Купера, которые показали, что собаки очень хорошо понимают разницу между словами, в которых меняется даже один звук [4]. Если команда звучит необычно — это вроде как незнакомая команда, её можно игнорировать.
- Интонация. Миллз, Фукузава и Купер показали в исследовании 2005 года, что собаки отличают нейтральную/радостную интонацию от злобной/унылой [5]. Учёные предполагают, что постоянство интонации потенциально важно при обучении навыкам послушания.
- Если одновременно давать команду голосом и жестом, собака вероятнее последует за жестом. Даже если они противоречат друг другу. Сцетей и коллеги в эксперименте наблюдали следующее: собаки чаще шли в направлении жеста, даже если он противоречил визуальным и запаховым подсказкам [6].
- Надёжность выполнения команд напрямую зависит от того, смотрит ли хозяин на собаку. Если собака считает, что хозяин её не видит (стоит за ширмой, отвернулся, надел тёмные очки, закрыл лицо газетой), она может и не подчиниться [5].
И что теперь делать с этими знаниями?
- Интеллектуальные способности собак изучены не до конца, поэтому не зазорно полагаться на старое доброе ассоциативное обучение. Неважно, понимает ли собака человеческий язык — важно, чтобы она следовала командам. Хотя и показано, что собаки способны обобщать, это не самая сильная их сторона. Тренировки в разнообразных условиях, во-первых, дают нужное количество повторов для создания условного рефлекса, во-вторых, как раз и учат генерализации.
- Контекст и невербальные сигналы сильно влияют на выполнение команд. Старайтесь контролировать интонации, жесты, взгляд, движения тела — чтобы не подсказывать собаке (и не сбивать её с толку). Ну или наоборот, бросьте ей вызов — пусть учится слушать и слышать вас.
- Восходящее и нисходящее интонирование фраз можно использовать, чтобы привести собаку в нужное эмоциональное состояние. Например, чтобы успокоить и замедлить её, можно давать команды «плавно», понижая тон.
Ксения Авимова, «Плохие собаки»
Фото: Siggy Nowak
Литература:
- Eckstein, G. 1949. Concerning a dog’s word comprehension. Science 109: 494.
- Kaminski, J., Call, J. and Fischer, J. 2004. Word learning in a domestic dog: evidence for “fast mapping.” Science 304: 1682–1683.
- McConnell, P. B. and Baylis, J. R. 1985. Interspecific communication in co-operative herding: acoustic and visual signals from human shepherds and herding dogs. Zeitschrift Tier Psychologie 67: 302–328.
- Fukuzawa, M., Mills, D. S. and Cooper, J. J. 2005. The effect of human command phonetic characteristics on auditory cognition in dogs (Canis familiaris). Journal of Comparative Psychology 119:117–120.
- Fukuzawa, M., Mills, D. S. and Cooper, J. J. 2005. More than just a word: non-semantic command variables affecting obedience in the domestic dog. Applied Animal Behaviour Science 91: 129–141.
- Szetei, V., Miklósi, Á., Topál, J. and Csányi, V. 2003. When dogs seem to lose their nose: an investigation of the use of visual and olfactory cues in communicative context between dog and owner. Applied Animal Behaviour Science 83: 141–152.
Добавить комментарий