Связь эмоций и способности к обучению, или Искусство интерпретации2 мин на чтение

Недавно я читала книгу Рича Карлгаарда «Поздний расцвет», в которой вычитала интересное утверждение: якобы результативность при выполнении какой-либо задачи зависит от силы эмоций. Если они зашкаливают, то мы справляемся хуже, чем если испытываем эмоции умеренной силы. Тезис проиллюстрирован схемой, приписанной американскому нейробиологу Элизабет Кирби. Это очень похоже на интерпретацию закона Йеркса-Додсона, который гласит, что результативность зависит от мотивации, и на среднем уровне последней мы справляемся с задачей лучше, чем когда не заинтересованы либо слишком уж заинтересованы в ней.

Схема связи стресса и производительности из книги «Поздний расцвет»

Я решила узнать про исследование Кирби побольше и обратилась к оригинальной статье. Выяснилось, что Кирби схем не рисовала, а исследовала вообще не эмоции, а влияние стресса на рост нейронов, память и способность к обучению. А схему — не ту, что в книге, а похожую — нарисовали в пресс-релизе университета, в котором работала лаборатория Кирби.

Схема из пресс-релиза Университета Беркли

Итак, Кирби с коллегами подвергали лабораторных крыс умеренному кратковременному стрессу (обездвиживали ненадолго) и затем проверяли, как он влияет на мозг. Выяснилось, что стресс или инъекция кортизола вызывают рост новых нейронов гиппокампа (причём не в той его части, которой приписывают эмоциональную регуляцию, а в той, которую считают ответственной за декларативную и пространственную память). Кроме того, учёные показали, что факторы роста нейронов вырабатывают астроциты — глиальные клетки, окружающие нейроны. Кирби и коллеги проверили, как крысы будут учиться спустя некоторое время после того, как испытали умеренный однократный стресс. Для этого их сначала научили бояться специальной камеры, а потом учили не бояться. Спустя два дня после обездвиживания крысы боялись камеры так же, как и контрольные животные, которых не подвергали стрессу. А спустя 2 недели боялись меньше, то есть лучше учились не бояться. Это значит, что благоприятные последствия умеренного стресса проявляются не сразу, т.к. нейронам требуется время на рост и перестройку.

Именно об этом исследование Кирби. Про эмоции она не говорит, разве что в том духе, что эмоциональная часть гиппокампа не участвует в нейрогенезе после стресса.

Откуда же первая схема и фраза про эмоции и производительность? Её я нашла в книге  Тревиса Бредбери Emotional Intelligence Habits. Судя по всему, автор «Позднего расцвета»  использует интерпретацию Бредбери, хотя ссылается на оригинальное исследование.  

Схема из книги Emotional Intelligence Habits

Сама же Кирби пришла к такому выводу: когда умеренные кратковременные стрессирующие события повторяются регулярно, животные постоянно бдительны и лучше усваивают, что опасно, а что нет. Но при этом продолжительный и/или сильный стресс приводит к противоположным результатам.

Как это может помочь в обучении собак? Да, собственно, всё просто: регулярные короткие занятия, при которых собака не слишком скучает и не слишком заводится (а вот и связь стресса и эмоций: последние указывают на силу первого) в долгосрочной перспективе гораздо полезнее, чем длинные тренировки — как скучные, так и слишком насыщенные. 

Фото обложки: freepik.com


Опубликовано

в

от